В конце 2004 г. Институт системного анализа по заказу НАУЭТ (Национальная ассоциация участников электронной торговли) провел исследование рынка Интернет-торговли в России. В итоговом отчете, в частности, указывались лидеры по продажам в 2004 г. По версии института таковыми стали компании eHouse, “М-Видео” и ООО “Интернет Решения” (Интернет-магазин “Озон”) с доходами в 39 млн., 10 млн. и 5,7 млн. долл. соответственно.
Распределение “золота, серебра и бронзы” в данном рейтинге весьма спорно, поскольку исследователи не учли ряда существенных деталей. Так, на одном уровне были даны суммарная выручка всего холдинга eHouse (состоящего из 22 торговых точек Рунета и ряда сервисных компаний) и только одного Интернет-магазина “Озон” (в состав компании входит также подразделение, торгующее по почтовому каталогу). Однако, как бы то ни было, официальный список крупнейших торговых компаний Рунета появился.
О том, что представляет собой сервис новоявленных “гигантов” рынка, автор попытался рассказать в данной статье, исключив лишь из обзора магазин “М-Видео”. Очевидно, что своей популярностью этот магазин обязан прежде всего громкому бренду розничной сети и основным “полем деятельности” компании является офлайн. Впрочем, нельзя отрицать и его маркетинговой работы в Сети. В частности, для посещения Интернет-магазина покупатели могут использовать бесплатный коммутируемый доступ.
eHouse
Состав
холдинга eHouse На
сегодняшний
день в eHouse
входят
следующие
Интернет-магазины: Dostavka.ru,
Megashop.ru, Wstore.ru
—
компьютерная
техника, Gelmut.ru,
4PC.ru
— расходные
материалы, Aromat.ru
— парфюмерная
продукция, Bolero.ru
— книги,
видео, ПО,
подарки, Cup.ru
— кофе, чай,
профессиональное
и домашнее
оборудование
для их
приготовления, Cue.ru
— аксессуары
для
бильярда, Paintium.ru
—
оборудование
для
пейнтбола, Photolubitel.ru
— фото- и
видеотехника, Kenga.ru,
Tito.ru —
игрушки, Klimat.ru
—
климатические
системы, 100watt.ru
— аудио- и
видеотехника, Mobilion.ru
— мобильные
телефоны и
КПК, OrangePC.ru
— компьютеры
со
свободной
конфигурацией, Artbilet.ru
— заказ
билетов на
театрально-концертные
мероприятия, Megatravel.ru
— туры и
авиабилеты, PCBox.ru
— B2B-магазин
компьютерной
техники, StraXa.net
— страховые
полисы, Arigato.ru
— японские
фотоаппараты. |
Этой весной холдинг отметит свой пятый день рождения. В 2000 г. Интернет-магазины Bolero.ru, Dostavka.ru, MegaShop.ru и Wstore.ru официально объединили свои усилия в борьбе за отечественного сетевого покупателя и создали eHouse. Данный ход оказался весьма успешным, и в настоящее время почти в каждом магазине холдинга работает около 20 человек, в основном менеджеры-консультанты.
Отделы закупок, рекламы, доставки и разработки относятся непосредственно к холдингу, благодаря чему торговая инфраструктура является единой. Доставку, например, осуществляет собственная транспортная компания “Скороход”. Еще одним достоинством объединения, сомнительным с точки зрения потребителя, но безусловным для продавцов, является отсутствие внутренней конкуренции, хотя ряд магазинов-участников предлагает сходный товарный ассортимент (например, компьютерное оборудование).
Во избежание “перебежек” клиентуры в eHouse проводят специальную политику позиционирования для каждого магазина. Несмотря на относительно большое число участников холдинга, eHouse принципиально не старается расширить зону продаж за счет офлайн-аудитории.
eHouse может себе позволить не только торговлю массовыми товарами, пользующимися непрерывным спросом, но и несколько специфических проектов (продажа аксессуаров для бильярда, пейнтбола), успех которых трудно гарантировать даже в офлайн-исполнении. Помимо упоминавшихся магазинов в состав холдинга входят ЭТП для профессиональных участников ИТ-рынка eMatrix и ее розничная версия — PriceMatrix.ru, агентство переводов Enrus и Интернет-рекламы Manifest, контент-служба WDW, а также компания ADT Web Solutions, занимающаяся разработкой ПО на базе Web-технологий.
Кроме того, eHouse патронирует ряд информационных проектов: InOut.ru (развлекательная направленность), Menu.ru (московские рестораны), Weekend.ru (активный отдых). Разумеется, что рассказать о каждом участнике холдинга автор не представляется возможным. Впрочем, подробное повествование о каждом проекте было бы и неинтересным, так как структура и сервисы большинства Интернет-магазинов довольно похожи и будут рассмотрены далее на примере “Озона”. Более уместно здесь внимание участникам холдинга с “нестандартным” бизнесом. К таковым можно отнести AllShops.ru, OrangePC и eMatrix.ru.
AllShops.ru Компания появилась в октябре 2000 г. и изначально была предназначена для организации совместной рекламной системы 10 магазинов eHouse. Однако через год сервисом начали пользоваться и “внешние” торговцы, в итоге на сегодняшний день в системе представлено » 40 магазинов Рунета. Собственно это число могло быть и выше, если бы не строгий отбор по качеству обслуживания, внешнему виду и общей организации торговли, которому подвергается каждый новый претендент на участие в системе. Основным визуальным средством рекламы в AllShops.ru является Pop-up-окно с логотипами магазинов. Каждый участник, показав “агитку” на своем сайте один раз, получает право на двойное демонстрирование рекламы своего магазина на сайтах партнеров.
В ноябре 2001 г. компания воплотила в Интернете классическую торговую схему с использованием дисконтных карт. Новый сервис дал магазинам новый инструмент формирования лояльности. На сегодняшний день соответствующее подразделение AllShops.ru обеспечивает работу трех дисконтных карт: “AllShops.ru”, “Волшебная карта Гарри Поттера” и “Дисконтная карта Gelmut.ru” (принимается только в указанном магазине). “AllShops.ru” принимается в магазинах разной тематики и может быть открыта для приема в любых магазинах, прошедших модерацию. Приобретение карты обойдется в 50 долл. “Волшебная карта Гарри Поттера” предназначена в качестве подарка для покупателей книг о Гарри Поттере. Зона приема ограничена магазинами Bolero.ru и 24x7.ru.
C января 2003 г. AllShops.ru расширила свою функциональность, введя в систему поисковый модуль, благодаря которому появился единый каталог товаров AllShops. Информация о товарах обновляется раз в сутки. Покупатель, обратившись к услугам данной базы данных, может найти информацию о товарах ведущих Интернет-магазинов в одном месте, провести поиск по всем магазинам, подобрать необходимый товар по наилучшей цене, а также почитать мнения о выбранном товаре как от экспертов, так и от обычных покупателей. К настоящему времени каталог можно назвать основным сервисом AllShops.ru. С каждого магазина-участника взимается ежемесячная абонентская плата в 30 долл., включающая 300 бесплатных переходов по товарным предложениям, плюс 10 центов за каждый переход сверх лимита.
OrangePC.ru
Магазин предлагает своим посетителям полную свободу выбора конфигурации покупаемых компьютеров, поставляемых под маркой “Orange”. Ядром магазина является Интернет-конфигуратор, представляющий собой интерактивную систему, в которой пользователь может “собирать” компьютер, добавляя или заменяя в нем любые комплектующие. При этом система следит за взаимной совместимостью выбираемых компонентов и сопровождает каждое изменение конфигурации пересчетом окончательной цены.
Помимо данной услуги магазин осуществляет и “традиционную” торговлю компьютерами, комплектующими, оргтехникой и т. д., но это уже не столь интересно. Оплатить покупки в OrangePC.ru можно наличными, по безналу или в кредит. Доставка товара бесплатна только для постоянных клиентов. Для остальных перевозка по Москве составит 5 долл., а по Подмосковью — 15 руб./км.
eMatrix.ru
Данная ЭТП является одним из “ветеранов” компьютерной отрасли B2B-рынка. Основной идеей eMatrix является объединение поставщиков и покупателей в автоматизированную торговую систему. При этом участники имеют возможность следить за ситуацией на рынке, получать оперативные данные о количестве имеющегося в продаже товара и его ценах.
Система предусматривает процесс поиска участниками друг друга, согласование цены и фиксирование сделки. С ЭТП взаимодействует информационная B2C-система Pricematrix.ru, предоставляющая цены на 200 тыс. товаров, классифицированных по категориям, производителям и поставщикам.
“Озон”
Способы
оплаты
товара на “Озоне» Наличный
расчет Безналичный расчет для юридических лиц
WebMoney,
Яндекс.Деньги,
e-port, и KreditPilot Платежная
система “Рапида”
Платежный
сервис FakturaPay Наложенный
платеж в
России Электронный
наложенный
платеж Оплата
банковским
переводом
через
Сбербанк
или другой
банк (для
частных лиц) Почтовый
и
телеграфный
перевод Электронный
почтовый
перевод Кредитная
карта Certified
Check, Money Order в
США
и
Канаде
Оплата
на Украине (наличными
курьеру,
переводом,
наложенным
платежом) |
Магазин был основан питерской фирмой Reksoft в апреле 1998 г. для книжной торговли. За семь лет торговая точка сменила нескольких хозяев, перебазировалась в Москву и существенно расширила свой ассортимент (на сегодня » 200 тыс. позиций), сначала за счет видеокассет, а затем (в порядке очередности) музыкальных дисков, ПО, игрушек, DVD, товаров для сада и огорода и цифровых камер.
В прошлом году “Озон” и eHouse устроили войну в прессе, сделав ряд взаимных обвинений в черном пиаре. По одной из версий, происходящее было связано с тем, что холдинг попытался приобрести крупнейший магазин Рунета, но потерпел фиаско, чему есть свои причины. О беспрецедентной для русскоязычного Интернет-магазина популярности красноречиво свидетельствуют цифры: 750 тыс. зарегистрированных клиентов, около 20 тыс. новых пользователей ежемесячно, 7080 тыс. посещений каждый день, 15001600 ежесуточных заказов.
От первоначальной технологической структуры в “Озоне” практически ничего не осталось. Постепенно были установлены современные системы управления поставками, хранения товара на складе, учёта, отгрузок, управления всеми контрагентами (поставщиками и агентами по доставке). Модули, управляющие взаимоотношениями с поставщиками, отслеживают заказ товара и сообщают транспортной службе о сроке отправки.
Кроме того, в программный комплекс внедрена система прогнозирования закупок. ПО учитывает возможности поставщика и так называемую скорость продаж предлагаемого товара. На основе данных формируется страховой фонд на несколько дней продаж. Это позволяет избегать ситуаций с необеспеченными заявками. Довольно рано “Озон” отказался от стандартной для большинства Интернет-магазинов модели продаж без собственного склада. Открытие последнего дало солидное конкурентное преимущество за счет возможности немедленной отгрузки. Впрочем, учитывая, что у “Озона” сейчас почти 250 поставщиков, данное решение было не только желательным, но и необходимым.
Косвенным доказательством мощного бэк-офиса магазина является необычно высокое число способов оплаты товара. Однако в силу российской консервативности большинство клиентов оплачивает покупки наложенным платежом, что помимо длительного времени перевода, сопряжено с риском отказа от товара. То есть покупатель не забирает посылку, и она возвращается в магазин, оплачивающий таким образом двустороннюю доставку.
Для подобных случаев в магазине создан специальный страховой фонд, финансируемый, кстати, за счет повышенной стоимости товара при данном виде оплаты. Также популярна курьерская доставка, предусматривающая оплату наличными курьеру. Однако она доступна только в крупных российских городах и через партнеров — по Украине, Израилю, Германии и Эстонии. В настоящее время в срок доставляется почти 80% товаров.
Массированную баннерную рекламу “Озон” не проводит, предпочитая контекстный вариант на “Яндексе” и “Рамблере”. Кроме того, магазин реализует программу лояльности клиентов, используя бонусную систему. За каждый купленый товар на специальный счёт клиента зачисляется 1 руб. Накопленные средства можно потратить на покупку в том же магазине. В ход идут и пластиковые карты “Озон”, и статус VIP-клиента (“золотая” и “серебряная” карты), предоставляющий ряд скидок и право на получение подарков от магазина.