Компания OCS активно занимается дистрибуцией компонентов (комплектующих) с 2002 г. Все это время компонентный бизнес показывает темпы роста, опережающие рост компании в целом. Так, в 2004 г. общий рост OCS составил 41%, а продажи компонентов увеличились на 89% и достигли 21% от всего объема бизнеса компании.
Развиваясь вначале в рамках общей идеологии OCS как проектного дистрибьютора, компонентный бизнес ориентировался на поставки в крупные проекты российских производителей ПК. Доля таких поставок составляла в 2002 г. 31% от общего объема продаж компонентов.
С 2003 г. перед департаментом, как и перед всей компанией, были поставлены задачи развития направления регулярной дистрибуции и наращивание дилерской сети, особенно в регионах. Эти задачи были успешно выполнены. 84% общего роста продаж компонентов в 2003 г. было достигнуто в основном именно за счет развития регулярной дистрибуции. Соответственно доля поставок в проекты составила около 11%. На 2004 г. ставилась задача усилить активную работу с производителями ПК федерального и регионального уровня и перевести ее на качественно новый уровень — постоянные поставки компонентов под регулярное производство. Вторым фокусом в работе департамента было дальнейшее развитие региональной партнерской сети.
По мнению руководства OCS, обе задачи были решены. По итогам 2004 г. распределение оборота департамента выглядит так: крупные и средние производители ПК — 39%, регулярная дистрибуция — 61%. Количество партнеров OCS, закупающих компоненты, выросло до 1700, что на 65% больше 2003 г.
Таким образом, свыше половины участников партнерской сети OCS, которая насчитывает почти 3000 компаний, закупает компоненты. Среди филиалов самый высокий показатель по росту количества дилеров показал филиал OCS в Новосибирске. Если в 2003 г. сибирский филиал крайне ограниченно занимался направлением компонентов, то в 2004-м комплектующие закупали у него 117 партнеров. В целом географическое распределение продаж компонентов (в %) выглядит так:
- Москва — 49;
- Санкт-Петербург — 24;
- другие регионы — 27.
В этом году основное направление развития бизнеса по компонентам сохранится: достигнутое соотношение канальных продаж и продаж крупным производителям компанию устраивает. Среди задач можно указать увеличение доли поставок региональным партнерам, а также розничным сетям (их доля в прошлом году составила 15%, в позапрошлом — 11%), и расширение номенклатуры.
Дмитрий Клешнин, директор департамента компонентов, объясняет успешность дистрибуции компонентов в OCS несколькими причинами: ориентацией на продукцию лидеров рынка (ASUSTek, LG, Samsung и др.), серьезной поддержкой вендоров в реализации проектных поставок, широким ассортиментом компонентов и выгодными условиями для регулярных их закупок с центральных и региональных складов OCS.
И. С.