Лейтмотивом “Весеннего форума SAP”, прошедшего в начале апреля в Москве, стали инновации. О них говорил в своей речи управляющий директор SAP AG Хеннинг Кагерманн, впервые посетивший нашу страну в этом качестве. Им посвятил выступление, ставшее одним из самых интересных на данной конференции, и председатель совета директоров Сибирской энергетической угольной компании (СУЭК) Станислав Шекшня, ухитрившийся практически ни разу не упомянуть при этом компанию SAP и ее продукты.
Что бы там ни говорили, к инновациям нас всегда подвигают суровые жизненные обстоятельства. Об этом свидетельствует и опыт самой SAP: как рассказал г-н Кагерманн, продвижение компании в сторону сервисно-ориентированных архитектур (SOA) началось три года назад, когда рынок ERP находился в глубоком кризисе. К сегодняшнему дню результатом этой инициативы стало появление на рынке продукта NetWeaver и принимающей все более четкие очертания архитектуры SAP Enterprise Services Architecture (ESA), которая реализует принципы SOA.
По мнению Хеннинга Кагерманна, способность к инновационным изменениям становится главным конкурентным преимуществом современного предприятия |
Впрочем, хотя технологическим инновациям самой SAP в программе форума нашлось вполне достаточно места, в центре внимания оказались не они. К инновациям руководители SAP призывали своих клиентов, и речь при этом шла вовсе не о том, чтобы те как можно быстрее внедряли современные решения SAP. Как показал опрос четырех тысяч руководителей предприятий, проведенный по заказу SAP журналом The Economist, более 60% из них считают, что в ближайшие пять лет произойдет дальнейшая консолидация крупнейших фирм, которая будет сопровождаться не диверсификацией, а специализацией их деятельности. Следствием этого станет рост конкуренции и необходимость организации тесного взаимодействия со своими поставщиками и потребителями. И здесь на первый план выходят инновации, связанные не с выпуском новых продуктов или услуг, а с реализацией наиболее адекватных в данный момент бизнес-моделей. Эти модели не должны связывать предприятие по рукам и ногам: при изменении рынка их желательно корректировать, а иногда и в корне менять.
Самым ярким примером подобных инноваций за последние годы, по мнению г-на Шекшни, был инициированный фирмой Apple проект по выпуску медиаплейеров iPod. Здесь не произошло какого-либо прорыва в технологиях: все элементы конструкции iPod и способы онлайновой продажи контента были известны и ранее. Успех был обусловлен исключительно удачной бизнес-моделью, которую к тому же удалось достаточно быстро и эффективно реализовать. Изобретение подобных моделей, опирающихся на созданные кем-то ранее продукты и технологии, вызвало к жизни довольно циничный слоган, который в дословном переводе с английского означает “Укради с достоинством”, а в более политкорректной трактовке Станислава Шекшни — “Позаимствуй творчески”.
Однако мало такую модель придумать: ее еще нужно реализовать. И здесь информационные технологии могут стать как мощным катализатором, так и главной преградой на пути к успеху (если окажутся слишком консервативными и недостаточно гибкими). Спасение сегодня все, включая и SAP, видят в сервисно-ориентированной архитектуре, которая рассматривает любое бизнес-приложение как совокупность сервисов, способных взаимодействовать друг с другом на основе открытых общепринятых протоколов. Фактически речь идет о создании над программно-аппаратной платформой еще одного слоя, включающего серверы приложений, интеграции, порталов, обмена сообщениями, идентификации, бизнес-процессов и много чего еще. Этот слой можно было бы назвать прикладной платформой. В SAP ему придумали иное имя: в своем докладе г-н Кагерманн неоднократно использовал неологизм Applistructure, не имеющий пока более удобочитаемого русскоязычного эквивалента, чем “прикладная инфраструктура”.
Алексей Шлыков: “Времена конкуренции ERP-систем уходят в прошлое, теперь в борьбу вступают платформы” |
Казалось бы, зачем SAP создавать собственную прикладную платформу, если на рынке уже есть подобные решения, предлагаемые IBM (WebSphere) и BEA Systems (WebLogic)? Тем не менее связь этого слоя с бизнес-приложениями оказалась, по-видимому, столь сильной, что основные их поставщики — SAP, Oracle и Microsoft сочли необходимым создавать собственные варианты Applistructure. В SAP эту роль выполняет продукт NetWeaver, который сначала поставлялся только в составе mySAP Business Suite, а начиная с прошлого года предлагается и отдельно от пакета бизнес-приложений (см. PC Week/RE, № 37/2004, с. 1). На нынешней конференции генеральный директор московского офиса SAP Алексей Шлыков уже без обиняков заявил, что времена конкуренции ERP-систем уходят в прошлое: теперь в борьбу вступают платформы.
Выход SAP на рынок универсальных технологических платформ требует более активной и разноплановой работы с независимыми разработчиками ПО (ISV).
Г-н Кагерманн говорит даже о необходимости формирования вокруг такой платформы своеобразной экосистемы. Если раньше к ISV относились компании, расширяющие функциональность базовых бизнес-приложений SAP для решения специфических отраслевых задач, то теперь в эту категорию могут входить также разработчики самостоятельных программных продуктов, способных функционировать на платформе NetWeaver и даже конкурирующих с модулями mySAP Business Suite. По словам г-на Кагерманна в мире уже есть около сотни таких партнеров и расширению сети SAP Developer Network будет уделяться особое внимание. Как рассказал Алексей Шлыков, появляются они и в России, одним из таких поставщиков стала фирма “Интертех”. Более подробную информацию об ISV-партнерстве можно получить по адресу http://sdn.sap.com. В частности, в опубликованном на этом сайте документе “SAP partnering plan for software providers” сообщается, что созданное подобными партнерами ПО может получить статус Certified for SAP NetWeaver или Powered by SAP Net Weaver. Вполне возможно, что такое сотрудничество окажется выгодным и отечественным разработчикам бизнес-приложений ("1С”, “Парус” и др.), решения которых нередко мирно уживаются на крупных предприятиях и в холдингах с системами SAP.
Независимые разработчики могут становиться партнерами и по созданию так называемых кросс-приложений (SAP xApps), включающих наряду с модулями SAP и их собственные подсистемы. Здесь, правда, проявляется “родовой” порок, присущий любому вендору, совмещающему продажи базовых технологий и бизнес-приложений: альянсы по xApps заключаются лишь в том случае, если ПО, предлагаемое ISV-разработчиком, дополняет линейку SAP, а не дублирует какой-либо из ее продуктов.
Хотя платформа NetWeaver используется на ряде предприятий уже сегодня (об одном из проектов такого рода в ТНК-BP рассказывалось и на данном форуме), в полной мере архитектура ESA будет реализована, по словам г-на Кагерманна, лишь к 2007 г. К этому времени сервисно-ориентированной должна стать не только прикладная платформа, но и сами приложения, входящие в пакет mySAP Business Suite. Возникает резонный вопрос: не слишком ли рано SAP фокусирует внимание своих клиентов на архитектуре ESA? Если говорить о западных заказчиках, для которых конкурентоспособность действительно стала безусловным приоритетом, то, может быть, и весьма вовремя. По отношению же к России это далеко не так очевидно. Неслучайно, как свидетельствуют результаты упомянутого выше опроса журнала The Economist, более половины западных менеджеров видят в ИТ инструмент для получения конкурентных преимуществ, а более 50% наших — лишь средство снижения издержек. Ответы мы сможем получить уже через полгода на форуме SAP.