Компания “Ай-Теко” завершила создание единого центра управления информационной системой оператора сети “МегаФон” в Московском регионе — ЗАО “Соник Дуо”. Сеть “МегаФон-Москва” открылась в конце 2001 г. и собрала более 2,6 млн. абонентов.
ИС “МегаФон-Москва” имеет сложную гетерогенную инфраструктуру и состоит из сотен серверов и рабочих станций. В ней в непрерывном режиме эксплуатируются биллинговая подсистема, подсистемы дилерских активаций и приема платежей, роуминговая и складская подсистемы, а также целый комплекс прикладных подсистем, включая службы резервного копирования, управления доступом, управления базами данных и др. Каждая из подсистем имела собственные независимые средства управления, и из-за этого возникали сложности в управлении и мониторинге инфраструктуры в целом. Поднять уровень управляемости КИС и был призван этот проект.
Единая платформа управления и мониторинга охватила все основные аппаратные и программные комплексы и консолидировала всю информацию о сбоях и возникающих проблемах в одной точке. Решение было реализовано на основе программных продуктов HP OpenView (OV) и собственной разработки I-Teco Business Observer, представляющей собой средство технологического мониторинга автоматизированных ИС.
Реализация проекта проходила в три этапа. Первый включал детальное изучение сетевой и серверной инфраструктуры заказчика и разработку согласованной модели инфраструктуры для основных бизнес-процессов, критичных для них сервисов и задействованных информационных ресурсов.
В соответствии с моделью, на втором этапе проекта в контур управления были включены основные ИС и все уровни ИТ-инфраструктуры от сетевых устройств до прикладного ПО и технологических процессов. Были развернуты подсистемы управления и мониторинга сетевой инфраструктурой на основе OV Network Node Manager, серверами и приложениями (OV Operations), производительностью (OV Performance Manager и OV Reporter). Подсистемы управления качеством ИТ-услуг и мониторинга технологических процессов были построены соответственно на базе OV Internet Services и I-Teco Business Observer. В контур подсистемы управления серверами и приложениями были включены все основные системы инфраструктуры заказчика. Подсистемой управления качеством ИТ-услуг были охвачены как базовые обслуживающие информационные сервисы ( почтовые службы, Интернет-каналы, системные сервисы), так и информационные сервисы верхнего уровня на основе специализированного прикладного ПО.
На этапе внедрения подсистема управления производительностью выявила технологические участки, требующие наращивания ресурсов.
На завершающем этапе проекта все охваченные системой управления и мониторинга информационные сервисы и ресурсы были объединены в общую сервисно-ресурсную модель, которая обеспечивает проведение быстрого анализа проблем и зависимостей.
Срок реализации проекта составил около девяти месяцев. В результате оператор сети “МегаФон-Москва” получил единую среду мониторинга информационной инфраструктуры компании и управления ею. Благодаря непрерывному отслеживанию рабочего состояния основных автоматизированных информационных систем и технологических процессов сократилось время разрешения возникающих проблем. Это в свою очередь повысило готовность ИТ-ресурсов и сервисов и, как следствие, надежность функционирования КИС в целом.
А. Т.