В начале сентября корпорация IBM объявила о серьезном намерении заняться новым направлением — предоставлением услуг трансформации бизнес-процессов (Business Process Transformation Services, BPTS).
Здесь нужно вспомнить, что деятельность IBM сосредоточена на трех основных направлениях — Global Services, Hardware и Software. Доля сервисного подразделения неизменно возрастает и по итогам последнего финансового года составляет почти половину доходов компании (46,5 млрд. долл.). Традиционной сферой деятельности IBM Global Services является предоставление ИТ-услуг, однако после приобретения в 2002 г. одного из мировых лидеров бизнес-консалтинга — PriceWaterhouse Cooper — быстро растет и доля службы Global Consulting Services. Судя по всему, говоря о BPTS, корпорация имеет в виду формирование новой сферы услуг на стыке ИТ и традиционного бизнес-консалтинга.
Прогресс информационных технологий привел к тому, что ИТ стали играть более активную роль в развитии основного бизнеса заказчиков и напрямую влиять на возможности используемых бизнес-моделей. При этом реорганизация деятельности компания идет в направлении применения свободно конфигурируемых и динамичных производственных систем, поддержанных такой же динамичной ИТ-инфраструктурой, — это и есть то, что IBM называет переходом на принципы бизнеса “по требованию”.
Именно такие рыночные тенденции позволяют IBM вычленить новое направление, которое корпорация рассматривает как очень перспективное для роста своего бизнеса. Оно связано с сегментом рынка, лежащим за пределами традиционной ИТ-отрасли, и формируется в результате того, что компании начинают обращаться к партнерам-специалистам за помощью в оптимизации, трансформации и организации функций управления бизнесом (в частности,управления кадрами, финансами и бухгалтерией, цепочками поставок, рисками и разработкой новой продукции. Как раз этот рынок специализированных услуг для бизнеса IBM обозначила термином BPTS.
Согласно оценкам ведущих мировых аналитиков, в 2005 г. объем корпоративного ИТ-рынка составит около 1,3 трлн. долл. при темпах роста около 6% в год. По расчетам же IBM, рынок BPTS в текущем году будет равен 1,6 трлн. долл., а рост составит более 9% в год. До самого последнего времени традиционные ИТ-компании не играли на рынке BPTS большой роли и для многих из них эта ситуация едва ли изменится. Необходимые для успеха на этом рынке навыки (знание специфики отдельных отраслей и конкретных направлений, таких как управление взаимодействием с клиентами или кадрами) выходят за рамки их базового опыта.
Однако для тех, кто готов инвестировать средства в навыки и возможности, выводящие за пределы традиционной продажи оборудования, ПО и услуг, открываются чрезвычайно богатые и привлекательные возможности. Автоматизация бизнеса размыла традиционные границы между бизнесом и ИТ, поставив последние в центр корпоративной стратегии и обеспечив новый уровень понимания функций бизнеса. В результате заказчики все чаще ищут партнеров, способных умело сочетать понимание сути бизнеса с технологическим опытом.
Рынок BPTS охватывает множество отраслевых и тематических сегментов, которые различаются по экономическим особенностям и возможностям получения прибыли. IBM вычленила для себя потенциальную область освоения объемом примерно в 500 млрд. долл, включающую ограниченное число сегментов:
- консультирование по стратегиям и изменениям (Strategy & Change);
- инженерные и технологические услуги (E&TS);
- аутсорсинг трансформации бизнеса (BTO);
- ПО для обновления и оптимизации бизнеса (BIO).
За последние три года IBM сделала несколько важных приобретений BPTS-компаний, обладающих опытом консалтинга и предлагающих необходимое ПО:
- PwC Consulting — общий фундамент в области консалтинга и бизнес-услуг;
- KeyMRO — услуги закупки и стратегический выбор поставщиков;
- Equitant — управление на основе активов и оптимизация цикла заказ-оплата;
- Maersk Data — транспортные и логистические услуги;
- SRD — ПО для анализа личной идентификационной информации;
- Alphablox — ПО для интеллектуального бизнес-анализа;
- Liberty Insurance — контроль исполнения страховых контрактов, управление рисками, обслуживание клиентов и анализ данных;
- Daksh — индийская компания, специализирующаяся на аутсорсинге бизнес-процессов;
- Healthlink — ИТ-сервисы для здравоохранения.
По данным IBM, рост ее доходов от услуг BPTS по сравнению с предыдущим годом составил 45% в 2004 г. и более 30% в первом полугодии 2005 г. По мере развития рынка корпорация планирует реализовать несколько BPTS-предложений для освоения новых направлений, например, в июне она анонсировала услугу BTO по управлению цепочками поставок.