Федеральное государственное унитарное предприятие “Адмиралтейские верфи” и Центральное НИИ им. А. Н. Крылова реализуют проект “Виртуальный корабль”, направленный на создание на базе технологии компании ParallelGraphics трехмерных руководств по обслуживанию оборудования, установленного на подводных лодках, и трехмерных учебных пособий для изучения устройства подводного судна и его отсеков.
“Адмиралтейские верфи” и ЦНИИ им. Крылова — старейшие российские предприятия в области кораблестроения, занятые проектированием, производством и модернизацией гражданских и военных судов. Представляя свою продукцию на международном рынке, они столкнулись с необходимостью обучения местного персонала работе с корабельным оборудованием и обеспечения иностранных заказчиков детальной технической документацией по ремонту.
Однако существующие инструкции, состоящие из текста и двумерных иллюстраций, бывают сложны даже для носителей языка, а неточности при переводе на другие языки существенно увеличивают риск возникновения ошибок персонала. Для решения этой проблемы была выбрана основанная на языке VRML технология компании ParallelGraphics по созданию виртуальных руководств, представляющих собой комбинацию текста и трехмерной интерактивной анимации. В таком случае техническая информация воспринимается значительно легче, чем в виде текста и двумерной графики, и понятна без перевода.
Для создания виртуальных руководств используются имеющиеся данные — трехмерные модели, созданные на стадии проектирования оборудования, и существующая техническая документация. Не забыты и вопросы защиты интеллектуальной собственности: специальная технология исключает возможность обратного инжиниринга трехмерных моделей. Учтены требования линий связи: благодаря небольшому размеру объемных моделей виртуальные руководства можно доставлять заказчику через Интернет.
По мнению Владимира Александрова, генерального директора ФГУП “Адмиралтейские верфи”, эту технологию можно эффективно использовать при разработке интерактивных электронных технических руководств и виртуальных тренажеров различного назначения, так как с ее помощью можно быстро создавать и модифицировать виртуальные объекты и процессы, а также организовывать дистанционное консультирование, обучение и техническое обслуживание.
Е. Г.