1. РуНет — центр детской порнопродукции
Мировая общественность серьезно озабочена серьезно озабочена превращением глобальной информационной сети Интернет “во всемирную свалку детской порнографии”,”, — сообщил начальник Управления по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий ГУВД Москвы Дмитрий Чепчугов.
В связи с этим он с неудовлетворением заметил, что законодательная база в России пока не дает возможности эффективно бороться с производителями и потребителями детской порнографии. По данным Д. Чепчугова, в последние годы в Интернете наблюдается рост распространения порнографических материалов, в которых моделями используются малолетние дети, даже 3—5-летнего возраста. Кроме физического и морального ущерба, наносимого самим детям, по мнению психологов, просмотр таких изображений может спровоцировать у людей с несформированной или ущербной психикой асоциальное поведение, толкающее к преступлениям.
В Интернете распространяется до 77% всей детской порнопродукции. По данным Управления “К”, около 92% международных розыскных поручений Интерпола по компьютерной преступности относятся именно к этой сфере. Мировая порнографическая индустрия, зная о провальном положении с правовой оценкой этого вида преступлений в России и других станах СНГ, стремится переместить свои ресурсы детской порнографии в РуНет.
(По материалам www.crime-research.ru)
2. Продолжается спор о защите деловой репутации
Еще зимой ЗАО “Тройка Сталь” обратилось в арбитражный суд с иском к ООО “Мегасофт” о защите деловой репутации и требованием обязать ответчика опровергнуть порочащие истца сведения, содержащиеся в статье “Что вы знаете о компании Тройка-Сталь?”, расположенной в рубрике “Черный список — металлоторговые компании” на Интернет-сайте www.metaltorg.ru. принадлежащем Администратором данного сайта является ООО “Мегасофт”. Истец добивается размещения (опубликования) опровержения распространенных сведений за счет ответчика на том же сайте в той же рубрике.
По мнению истца, сведения, приведенные на указанном Интернет-ресурсе, не соответствуют действительности и порочат деловую репутацию ЗАО “Тройка Сталь” как коммерческой организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность на рынке металлопроката.
Исковые требования заявлены на основании положений ст. 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 43, 44, 56 Федерального закона “О средствах массовой информации”, однако решением Арбитражного суда Московской области в иске было отказано. Суд исходил из того, что ответчик не может считаться распространителем порочащих сведений, поскольку ни сам ответчик, ни принадлежащий ему сайт не обладают признаками средства массовой информации.
Суд апелляционной инстанции подтвердил выводы, содержащиеся в решении, кроме того, указав, что принадлежность сайта www.metaltorg.ru ответчику, не свидетельствует о том, что последний является распространителем сведений, содержащихся на данном сайте.
Примечательно, что суд апелляционной инстанции подтвердил вывод суда первой инстанции о том, что сайт ответчика не отвечает признакам средства массовой информации, уточнив, что ответственность за распространение порочащих деловую репутацию сведений может быть возложена только на лицо, их распространившее, однако истец не доказал, что именно ООО “Мегасофт” является распространителем порочащих (по мнению истца) сведений, которые размещены на сайте ответчика его посетителями, чье авторство установить невозможно.
Таким образом, постановлением апелляционной инстанции от 15 апреля 2003 г. вынесенное по делу решение оставлено без изменения.
В заседании кассационной инстанции представитель ЗАО “Тройка Сталь” дополнительно указал, что именно ответчик должен нести ответственность за размещенные на своем сайте порочащие истца сведения, поскольку они опубликованы в виде сообщений, чье авторство установить не представляется возможным.
Представители ответчика возразили против доводов кассационной жалобы, ссылаясь на их необоснованность, и помимо прочего указали, что ООО “Мегасофт” не распространяло указанных истцом сведений, а их нахождение на сайте ответчика — это результат автоматического (минуя какую-либо обработку, редактирование, цензуру и т. п. со стороны администратора сайта — ООО “Мегасофт”) фиксирования происходящего в рубрике “Черный список — металлоторговые компании” на сайте www.metaltorg.ru свободного обмена мнениями посетителей данного Интернет-ресурса о деятельности коммерческих фирм, занятых на рынке оборота металла, и отметили, что доступ к сайту является свободным для всех.
В числе прочего, суд кассационной инстанции отметил, что в силу положений ФЗ “О средствах массовой информации” ответчика как юридическое лицо и принадлежащий ему Интернет сайт - www.metaltorg.ru — нельзя отнести к средствам массовой информации, в частности, в связи с тем, что ст. 8 указанного закона предусматривает условие о необходимости регистрации средства массовой информации, а форма свидетельства о регистрации средства массовой информации утверждена приказом Министерства по делам печати, телевидения и радиовещания Российской Федерации № 34 от 27.02.2002 г. Однако в силу действующего гражданского законодательства отсутствие статуса средства массовой информации само по себе не исключает возможности наступления ответственности юридического лица, распространившего сведения, не соответствующие действительности и порочащие деловую репутацию другого лица (п. 1 ст. 152 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В этой связи размещение информации в Интернете можно расценивать как один из возможных способов распространения сведений, порочащих деловую репутацию тех или иных лиц.
Таким образом, суд постановил решение апелляционной инстанции по делу отменить и передать его на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда с учетом высказанных замечаний.
Подробнее с материалами дела можно ознакомиться по адресу: www.internet-law.ru/intlaw/reputation/stal.htm.