На конкурс STS семнадцатилетний Борис Алексеев представил проект по теории вычислительных машин

На конкурс STS семнадцатилетний Борис Алексеев представил проект по теории вычислительных машин

Триста старшеклассников (в числе которых — уроженцы России и Украины), вышедших в полуфинал конкурса “Intel ищет таланты в науке” (Intel Science Talent Search, STS), и школы, в которых они учатся, получат награды корпорации Intel на общую сумму 600 тыс. долл. (полный список полуфиналистов можно найти на сайте www.sciserv.org/sts/63sts/04semis.asp).

Всего же в этом году в конкурсе, который не только стимулирует развитие интереса к науке у школьников с самого раннего возраста, но и предоставляет им возможность поделиться своими идеями, приняло участие рекордное количество молодых ученых — 1652 человека.

Конкурс STS впервые был проведен в 1942 г., когда американцы поняли, что их безопасность и процветание страны зависят от того, как много молодых людей выберут естественные и точные науки в качестве своей основной деятельности.

Впоследствии финалисты данных конкурсов внесли выдающийся вклад в науку и в разное время получили более 100 самых почетных научных премий мира, в том числе пять Нобелевских. В состав жюри STS входят ведущие деятели из разных научных сфер.

Полуфиналисты нынешнего конкурса — их возраст от 16 до 19 лет — представили исследовательские проекты в области биологии, химии, машиностроения, математики, физики, социологии и других наук.

В частности, уроженец России 17-летний Борис Алексеев представил проект по теории вычислительных машин. Он касается одной из проблем теории автоматов, являющейся математической основой для сверки схем или распознавания.

Борис считает, что одолел задачу, обычно ставящуюся во вводных материалах по теории автоматов и связанную с минимизацией обусловленных конечных автоматов (DFA). Он убежден, что решение проблемы минимизации DFA позволит снизить количество состояний алгоритма программы, благодаря чему она будет использовать меньше памяти и станет быстрее работать. Эту работу можно использовать в различных областях — от проекта расшифровки генома и кода ДНК до обработки речи и распознавания символов.

Ровесник Бориса — уроженец Украины Эдуард Резник — представил на конкурс Intel STS проект по физике, где описывает свое открытие новых семейств решений уравнений Эйнштейна для определенного типа звезд, которые не вращаются.

Наиболее плотное вещество во Вселенной содержится в центрах нейтронных звезд и звезд, состоящих из кварковой материи (они еще называются странными звездами). Об их внутренней структуре среди астрофизиков до сих пор идут яростные споры.

Чтобы завершить свой проект, Эдуард написал компьютерную программу на языке научного программирования. Его аналитические решения содержат простой набор функций, описывающих различные свойства этих компактных звезд, в том числе массу, энергетическую плотность и давление.

В будущем юноша хочет изучать электронную инженерию и заниматься исследованиями в области наноэлектроники для поиска более эффективных средств передачи данных.

Финал Intel STS пройдет в вашингтонском Институте научных талантов. Имена сорока финалистов — они помимо “полуфинальных” премий получат стипендии на обучение в колледжах на общую сумму 500 тыс. долл. — будут объявлены 16 марта на торжественном банкете.

Основными критериями отбора победителей в конкурсе, который проходит под патронатом неправительственной организации Science Service, провозгласившей своей задачей пропаганду науки путем распространения научных публикаций и осуществления различных программ в сфере образования, организаторы считают способность учащихся к проведению самостоятельных научных исследований, новизну разработок и творческое мышление.

Спонсором конкурсов STS Intel стала в 1998 г. в рамках инициативы “Инновации Intel в сфере образования” (Intel Innovation in Education), направленной на повышение уровня знаний преподавателей и учащихся в соответствии с требованиями завтрашнего дня.

Корпорация также принимает участие в разработке и проведении целого ряда других всемирных образовательных программ, способствующих совершенствованию преподавания естественных наук и математики, росту эффективности учебного процесса с помощью новейших технологий и расширению доступа учащихся к передовым технологиям. Некоторые из этих программ осуществляются в России и ряде других стран СНГ (см. сайт www.intel.com/education).

В. М.

Версия для печати