Портал Правительства Российской Федерации (www.government.ru) был открыт 28 декабря 1999 г. За четыре года информационное наполнение этого Web-ресурса, призванного продемонстрировать всему миру открытость отечественных органов исполнительной власти*, существенно возросло, но дизайн остался практически прежним.

Сейчас уже трудно сказать, чем именно данное Web-представительство не устраивало вечно недовольный народ (ежедневно его посещало около 4000, а ежемесячно — свыше 100 000 уникальных пользователей), но электронную “витрину” нашего Белого дома решено было обновить.

12 февраля 2003 г. Правительство РФ издало постановление № 98 “Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти”. Оно содержит перечень сведений о работе Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования.

Список, надо заметить, весьма внушительный — он насчитывает 53 пункта, разбитых на два раздела: “Сведения о деятельности Правительства Российской Федерации” (20 пунктов) и “Сведения о деятельности федеральных органов исполнительной власти” (33 пункта).

Вот лишь некоторые из них:

  • общие сведения о принятых Правительством Российской Федерации федеральных целевых программах — наименование, цели, основные задачи, заказчики, головные исполнители, объем финансирования, сроки и ожидаемые результаты реализации (пункт 5);

  • обзоры обращений граждан и организаций в Правительство Российской Федерации, обобщенная информация о результатах их рассмотрения и о принятых по ним мерах (16);

  • условия и итоги конкурсов на замещение вакантных государственных должностей службы в Аппарате Правительства России (17);

  • сведения о задачах и функциях структурных подразделений Аппарата Правительства РФ, организаций и органов, образованных при Правительстве Российской Федерации (19);

  • федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, акты Правительства и иные нормативные правовые документы, регулирующие сферу деятельности федеральных и территориальных органов исполнительной власти и определяющие их задачи, функции, права, обязанности и ответственность (21);

  • сведения о реализации федеральных целевых программ, заказчиком или исполнителем которых является федеральный орган исполнительной власти (26);

  • сведения о проектах федеральных законов, целевых программ и концепций, разрабатываемых федеральным центром (32);

  • обзоры обращений граждан и организаций в федеральные госучреждения, обобщенная информация о результатах рассмотрения таких обращений и о принятых мерах (35);

  • сведения об открытых конкурсах, аукционах, тендерах, экспертизах и других мероприятиях, проводимых федеральным органом исполнительной власти, его территориальными органами и подведомственными им учреждениями (39);

  • формы заявлений, принимаемых федеральными и территориальными органами исполнительной власти к рассмотрению в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с нормативными правовыми актами (40);

  • перечни информационных систем общего пользования и банков данных, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов и подведомственных им учреждений, а также перечни информационных ресурсов и услуг, предоставляемых гражданам и организациям (41);

  • структура федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов и подведомственных им организаций, сведения о задачах и функциях его структурных подразделений, телефоны справочной службы и адреса (почтовый, адрес электронной почты и др.) федерального органа исполнительной власти, его структурных подразделений (48);

  • перечень международных организаций, в деятельности которых принимает участие федеральный орган исполнительной власти (53).

Легко догадаться, что все соответствующие сведения и должны быть выложены на новый сайт, разрабатываемый в рамках пункта 7 федеральной целевой программы “Электронная Россия (2002—2010 годы)”. Ответственность за реализацию данного портала возложена на Минэкономразвития России, аппарат Правительства Российской Федерации и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.

По словам заместителя начальника Департамента правительственной информации Аппарата Правительства России Андрея Кошкина, в конкурсе на право разработки специализированной ИС “Правительственный портал” приняли участие около десяти фирм.

Победу одержала компания IBS. В I квартале 2004 г. (предположительно — в феврале) начальная версия нового сайта будет размещена в сети для открытого тестирования. При этом параллельно будет действовать старый сервер, на страницах которого и следует искать ссылку на “подопытный” Web-ресурс.

По завершении тестирования (скорее всего испытания займут около месяца) и внесении необходимых изменений новый портал переместится по адресу старого, а старый займет свое место в архиве.

Г-н Кошкин отметил, что проект новой электронной “витрины” Правительства России впитал в себя все лучшее, что есть на нынешнем портале (в том числе интерактивные службы). Вместе с тем он не претендует на роль хранилища, которое вместит всю информацию с сайтов федеральных госучреждений и сайтов субъектов федерации.

Скорее его следует рассматривать как единую точку входа для тех, кто интересуется деятельностью правительства или пытается решить какой-либо вопрос. Для облегчения процесса нахождения тех или иных данных новый портал снабжается поисковой системой, выполненной на базе поисковой машины группы компаний “Стек”. Она будет активно индексировать всю информацию, появляющуюся на сайтах федеральных органов исполнительной власти, а в дальнейшем и на сайтах субъектов РФ.

Предполагается, что специализированная информационная система “Правительственный портал” (именно таково ее официальное название) станет одним из основных способов обеспечения доступа пользователей к информационным ресурсам, содержащим сведения о деятельности Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти. Она включит в себя следующие основные модули:

  • Правительство РФ;

  • социально-экономическое развитие Российской Федерации;

  • государственные услуги (информация для граждан и предпринимателей).

Портал будет содержать электронные базы данных актов Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти, каталог государственных Интернет-ресурсов, систему приема и обработки обращений граждан в Правительство и органы исполнительной власти в электронно-цифровом виде. Планируется также, что с его помощью станет возможным проводить конференции и экспертные обсуждения.

Итак, в I квартале 2004 г. начальная версия нового правительственного сайта будет размещена в Сети для открытого тестирования. А дальше? Утверждается, что главная задача на 2004—2005 годы — развитие сервисной составляющей архитектуры правительственного портала, совершенствование модуля “Государственные услуги” и разработка административно-информационных регламентов деятельности подразделений Аппарата Правительства Российской Федерации и специализированных подразделений федеральных органов исполнительной власти по формированию и поддержке информационных ресурсов портала, в том числе на основе стандартов представления информации.

Впрочем, и нынешний Web-ресурс Government.ru не лишен интерактивности. С его помощью уже сейчас можно формировать и отсылать обращения в различные инстанции. Ответ должен прийти в тот же месячный срок, который установлен и для бумажных заявлений. Только не по обычной почте, а скорее всего по электронной. Интересно отметить, что электронные обращения, попав в Аппарат Правительства РФ, тут же преобразуются в бумажную форму, получают входящие номера, обрастают резолюциями и т. д.

Иными словами, “жизненный путь” электронных обращений и бумажных писем ничем не различается. И это правильно: перед лицом закона должны быть равны все граждане вне зависимости от того, есть у них компьютер или нет!

Вообще говоря, в развитых странах при возникновении каких-либо проблем обычно советуются с юристами. У нас же даже с самой незначительной проблемой принято сразу обращаться на самый верх. Пусть, мол, там разбираются, кто именно должен решить данный вопрос. Причем делается так не из вредности, а из-за незнания структуры органов власти и непонимания того, кто, где и за что отвечает. Поэтому одна из основных задач нового сайта — разъяснение гражданам их прав и обязанностей.

А главная задача тестеров этого сервера — проверить, насколько удобно данный Web-ресурс реализует 53 пункта “технического задания”, изложенного в постановлении Правительства РФ № 98 от 12 февраля 2003 г. Самые же умные могут конструктивно покритиковать и само постановление, предложив изменить требования к сайту. Ведь совершенству, как известно, нет предела!

* О том, как мировое сообщество оценивает степень зрелости Web-представительств различных государств, подробно рассказано в статье “Рейтинг России в сфере развития э-правительства падает” (PC Week/RE, № 46/2003, c. 55).

Версия для печати