В медиацентре газеты “Известия” состоялось заседание круглого стола на тему “Административная реформа: основные трудности и перспективы развития.
Роль информационных (наукоемких) технологий в системе государственного управления”, в котором приняли участие декан факультета государственного и муниципального управления Высшей школы экономики Андрей Клименко, член экспертного совета по информационным технологиям Госдумы РФ, президент корпорации “Парус” Александр Карпачев, начальник департамента корпоративного управления и новой экономики Минэкономразвития РФ Церен Церенов, начальник управления по координации федерально-целевой программы “Электронная Россия” Министерства связи РФ Олег Бяхов и советник ректора Высшей школы экономики Антон Никитин.
Выступавшие согласились с тем, что административная реформа в нашей стране нужна и населению, и бизнесу, и самой власти. Она должна сделать государство более предсказуемым для бизнеса, снизить чрезмерную нагрузку на предпринимателей (упростить контрольно-надзорные механизмы, ликвидировать избыточные функции министерств и ведомств по лицензированию), создать свободную конкуренцию на рынке (например, при проведении госзакупок).
Да и населению в итоге будет проще обеспечивать собственную безопасность и получать от государства более качественные социальные услуги. Ведь, по данным Олега Бяхова, сегодня наши граждане тратят 4 млрд. человеко-часов в год на “общение с государством”, что приводит к годовым потерям в 1 млрд. долл.
Андрей Клименко выход видит в том, чтобы в ходе административной реформы создать механизм выделения бюджетных средств в соответствии с результатами деятельности (эта технология успешно применяется в других странах), рассчитать стоимость функций органов исполнительной власти и разработать административные электронные регламенты, позволяющие установить меру ответственности чиновников.
Александр Карпачев убежден в том, что максимальный результат при минимальных издержках на госуправление может обеспечить рациональное использование информационных технологий. До 30% экономии бюджетных средств способна принести бюджетная реформа, являющаяся частью административной. Так, согласно оценкам Минэкономразвития, применение информационных технологий для организации госзакупок сулит 15%-ю экономию.
Однако в госсекторе внедрение информационных технологий идет не столь активно, как в бизнесе. Ведомства, имеющие хорошие автоматизированные системы управления, можно перечислить по пальцам. К таковым, например, относятся Центробанк и Государственный таможенный комитет. На сайтах большинства федеральных министерств и ведомств нет оперативной и четкой информации о проводимых конкурсах на приобретение товаров и услуг для государственных нужд.
Бюджеты различных министерств и ведомств растут, но используются неэффективно, поскольку у чиновников нет стимула работать на результат. По мнению Александра Карпачева, применение информационных технологий в госсекторе должно получить законодательную поддержку. Чиновников, не жалующих сегодня ИТ, следует заинтересовать перспективами карьерного роста, возможностью получать и анализировать большие объемы оперативной информации и т. д.
Церен Церенов и Олег Бяхов привели в пример опыт создания “электронного правительства” в США, отметив, что соответствующая программа находилась и находится под постоянным контролем двух последних американских президентов.
Уже к концу 2000 г. в этой стране удалось организовать предоставление 500 главных государственных услуг с помощью средств электронного документооборота. У нас же, как рассказал Антон Никитин, выявлено 6 тыс. государственных функций, но пока нет четких критериев, по которым можно было бы определить необходимость сохранения тех или иных из них.
С. С.