Необходимость создания такой системы возникла уже давно - подобные службы широко распространены за рубежом, да и в России этот проект уже не первый (в частности, аналогичную службу имеет Историческая библиотека). По мнению директора РГБ Виктора Федорова, "Русскiй курьеръ" позволит значительно расширить доступ к богатейшим фондам библиотеки, в которых хранятся более 42 млн. томов. Сегодня библиотеку посещают ежедневно около 5 тыс. человек, теперь же ее фонды будут доступны пользователям Internet во всем мире.
Основная схема работы службы подразумевает для заказа и доставки документов использование Internet. Однако, учитывая специфику нашей страны, данный проект предусматривает разные варианты общения с пользователями: по телефону, факсу, с помощью обычной почты. Руководитель "Русского курьера" Михаил Колесников считает, что в самом оперативным варианте (работа через Internet и оплата через кредитную карточку или депозитный счет) заказ будет выполняться в течение 24-48 ч. В будущем планируется расширить объем предоставляемой информации за счет сотрудничества с другими крупнейшими библиотеками мира и России.
Стоимость заказа зависит от сложности поиска и используемой технологии копирования (для редких изданий будет применяться исключительно бесконтактный метод с помощью цифровой фотоаппаратуры). В среднем цена копии одной страницы документа составит 3 руб.
Однако пока новой службе придется отрабатывать вопросы взаимодействия со своими клиентами, поскольку сегодняшняя инфраструктура российских библиотек еще не очень приспособлена для работы с современными компьютерными технологиями. Например, в РГБ лишь год назад было начато создание электронного каталога, пока в нем зафиксированы только вновь поступившие документы (около 70 тыс. ед. хранения). Остальные книги можно заказать традиционным способом - через сотрудников библиотеки.
Не очень простой представляется и проблема с защитой авторских прав, так как библиотека, в общем случае, не имеет права тиражировать документы без соответствующего соглашения с авторами.
Тем не менее опыт создания подобных служб показывает, что все эти проблемы вполне разрешимы. В этой связи можно только согласиться с мнением представителя Министерства культуры России Александра Вислого, заметившего, что "открытие службы электронной доставки документов в РГБ мы рассматриваем как первый камень, заложенный в фундамент будущей всероссийской библиотечной сети".
Обратиться в "Русскiй курьерь" можно по адресу www.rsl.ru/courier.