Участвовать в ней выразило желание около 250 человек, многие из которых - руководители крупных компаний или их отделов автоматизации. Такой интерес свидетельствует о возросшем понимании российским бизнесом важности перехода на электронные "рельсы".
В преддверии данного мероприятия организаторы собрали журналистов, чтобы более подробно рассказать о его целях.
Александр Канн, президент Algorithm Group, считает, что "России как никогда нужны самые современные электронные технологии, которые помогли бы уменьшить операционные расходы компаний и повысить производительность труда. Они позволят нашей стране быстрее войти в мировую экономику. Однако внедрение этих технологий сталкивается с проблемами неразвитости Интернета в России, ограниченности правовой базы и системы платежей".
Задача, которую ставят перед собой организаторы, - дать руководителям возможность обсудить эти проблемы и послушать доклады представителей тех компаний, где технологии электронного ведения бизнеса уже внедряются. Именно поэтому основными темами будут: "Электронный бизнес как средство уменьшения затрат и увеличения эффективности предприятия", "Пути развития бизнеса в новой среде - Интернет", "Стратегия и тактика компаний", "Электронный бизнес между предприятиями", "Электронный бизнес в розничном секторе", "Правовые аспекты электронного бизнеса в России", "Технологии и методы электронных транзакций".
Бурное обсуждение будущего электронного бизнеса в нашей стране идет более двух лет, и отдельные компании уже начали освоение перспективных технологий. В основном это фирмы - розничные продавцы. По некоторым оценкам, сейчас в России около 350 онлайновых магазинов (см.: www.magazin.ru, www.list.ru, www.atrus.ru), хотя более-менее заметны лишь несколько десятков из них. Суммарный оборот всех этих сайтов, вероятно, не превышает 1,5 млн. долл. (в 1998 г., по оценке РОЦИТ, он был менее 1 млн. долл.), причем основная его доля приходится на 4-5 наиболее крупных из них. Наиболее успешные предприятия, в частности книжный магазин "Озон", ориентированы в основном на платежеспособную русскоговорящую публику на Западе.
Тем не менее важные базовые проблемы, такие, как методы онлайновой оплаты, фактически решены; другие же, например проблемы доставки товаров, решены частично.
С электронным бизнесом между компаниями дело обстоит хуже. Для него необходимы более четкая правовая база для применения электронной цифровой подписи, широкое распространение систем управления предприятиями, появление культуры ведения бизнеса в электронной форме. Именно подобные проблемы, как обещают организаторы, станут основными темами на предстоящей конференции.
Между тем первые шаги по формированию культуры электронного бизнеса уже сделаны. По утверждению представителей HP, 100% заказов на оборудование этой фирмы размещается российскими дистрибьюторами через глобальную электронную торговую систему HP, действующую на ее корпоративном сайте. Аналогичным образом заказывается значительная доля продукции Intel.
На мой взгляд, в течение ближайшего года появится множество дистрибьюторских Web-сайтов, полностью интегрированных в корпоративные системы управления ресурсами, на которых дилеры смогут размещать свои заказы. Спрос на эти услуги уже есть. Так, на недавней конференции CHS-Verysell ее дилеры просили создать подобную систему. На сайтах некоторых дистрибьюторов, в частности Ergodata, компании уже могут заказывать товары в виртуальном магазине.
Леонид Богуславский, управляющий партнер PricewaterhouseCoopers, привел образное описание исторического пути России. По его словам, западный мир плавно развивается по спирали, в то время как Россия подолгу застревает на какой-то одной ее точке, а затем за короткий промежуток времени наверстывает упущенное, как бы срезая виток и избегая избыточных усилий, сделанных другими народами. Хочется верить, что и с электронным бизнесом у нас все будет именно так.