Немало компаний, рассчитывавших, что цифровые абонентские линии (DSL) обеспечат им высокоскоростной доступ в Интернет и локальные сети, убеждаются в том, что наладить работу этой широко рекламируемой службы не так просто, как кажется на первый взгляд.

Несмотря на растущее число заманчивых предложений поставщиков услуг, ряд пользователей сталкивается с затяжными сроками установки, неудовлетворительным уровнем поддержки и разноречивыми заявлениями о защищенности этих линий.

Вот что поведал Ланс Джингел, старший инженер корпорации Matrix Logic (Новато, шт. Калифорния). Он заказал услуги DSL у фирмы Flashcom, надеясь воспользоваться быстрым доступом для работы на дому. Прошло целых два месяца, но служба так и не смогла заработать, и в итоге Джингел вернулся к использованию линии ISDN.

Компания Flashcom (Хантингтон-Бич, шт. Калифорния), известная своей несдержанной рекламой и претензиями на роль ведущего в США поставщика услуг DSL для домашних пользователей и предприятий малого бизнеса, сообщает о том, что обслуживает 15 000 пользователей линий DSL. Однако у компании, по ее же собственным оценкам, также накопилось 15 000-20 000 невыполненных заказов. Притом Flashcom -отнюдь не исключение.

Оптовый поставщик DSL-услуг компания Covad Communications (Санта-Клара, шт. Калифорния) всячески пытается добиться того, чтобы время ожидания выполнения заказа не превышало одного месяца. Примерно те же сроки гарантирует и фирма Rhythms NetConnections (Инглвуд, шт. Колорадо).

Как говорит вице-президент по развитию бизнеса и временный руководитель финансовых служб Flashcom Кристофер Роуз, процедура установки DSL в офисах или на дому у пользователей, к сожалению, еще очень сложна.

Правда, рост количества невыполненных заказов и жалоб клиентов пока не уменьшает спроса на DSL-услуги, даже в регионах, где доступ к данной технологии ограничен. "Эта служба не похожа на обычные модемные подключения, и нам бы хотелось, чтобы она была так же доступна для пользователей. Но пока это у нас не получается", - сказал Кристофер Колендер, директор компании Covad по маркетингу.

В компании надеются на улучшение дел к концу года, когда Федеральная комиссия по связи должна предложить правила совместного пользования телефонными линиями, что позволит Covad и другим провайдерам ускорить координацию с региональными операторами группы Bell.

Технология DSL более привлекательна для малого бизнеса, чем традиционный доступ через модемы, поскольку обеспечивает на базе существующих телефонных линий скорость передачи 128 кбит/с при средних расценках от 40 до 300 долл. в месяц. В то же время выделенные каналы связи, например линии T-1, обычно стоят от 1500 до 3000 долл. в месяц.

Однако недостаток DSL состоит в том, что эта служба доступна лишь в радиусе трех миль (5 км) от АТС.

По оценке аналитиков, к 2002 г. порядка полутора миллионов компаний откажутся от использования обычных модемов или ISDN и перейдут на DSL.

Тем временем поставщики услуг тратят уйму денег на решение проблем, вызывающих недовольство у клиентов, и параллельно вникают в суть технических ограничений DSL. Например, Flashcom потратила за последний год, по словам официальных лиц, почти 12 млн. долл., чтобы улучшить поддержку пользователей. "В последние месяцы мы расширили свой штат и думаем, что это снизит количество жалоб", - сказал Роуз.

Улучшить управление продажами, установку и техническую поддержку DSL помогут и новые интегрированные информационные системы.

Covad также наращивает штат и технические ресурсы, чтобы иметь возможность предлагать услуги DSL в любом городе. Кроме того, компания внедряет новый электронный интерфейс взаимодействия с партнерами, в том числе Flashcom, чтобы автоматизировать обработку заказов и управление установками DSL-систем.

В интересах клиентов Rhythms непрерывно увеличивает свой персонал (ныне составляющий 1300 человек) и считает это не столько индивидуальной задачей компании, сколько требованием ко всей отрасли, говорит директор Rhythms по инновациям Майкл Сабо.

Все это, однако, вряд ли утешит Джингела из Matrix Logic, которому пришлось потребовать у Flashcom возвращения задатка, уплаченного за так и не предоставленные DSL-услуги.

Даже пользователи, предвидевшие трудности при установке DSL, признаются, что они были немало удручены, узнав, как долго и трудно приходится разбираться со всевозможными проблемами, включая вопросы безопасности.

"Мы довольны, что теперь у нас есть DSL, однако установка этой службы для использования в бизнесе оказалась сущим кошмаром, несмотря на то, что мы были реалистами и не ждали манны небесной", - говорит Майкл Корнегей, разработчик ПО из Атланты. Заказав в сентябре 256 кбит/с линию SDSL (симметричную DSL) у фирмы Rhythms, компания, где работает Корнегей (он просил не упоминать ее названия), получила целую серию оправданий затянувшейся процедуры установки, пока в конце января служба наконец-то заработала.

Больше всего хлопот вызвала проблема безопасности, которая возникла после того, как представитель службы сервиса Rhythms ошибочно заявил, что двусторонний 256 кбит/с канал DSL нельзя защитить с помощью брандмауэра.

"Если компания заказывает установку DSL, то ей надо иметь собственных специалистов, знающих толк в вопросах безопасности", - считает Корнегей.

Официальные лица Rhythms говорят, что случай с этой компанией является исключением.

Благополучная установка DSL не всегда означает финал всех забот. "Мы установили DSL без особых трудностей, однако столкнулись с проблемой ее надежности", - жалуется Аллен Фалкон, президент фирмы Horizon Information Group (Бостон). В Horizon надеялись, что DSL повысит эффективность использования ее корпоративного Web-сайта.

"Пока еще мало кто из DSL-провайдеров предлагает договоры об уровне сервиса, следовательно, не с кого взыскивать в случаях сбоев и перед пользователем никто не отвечает", - говорит Фалкон. Horizon использует 384 кбит/с DSL-службу UUNet, в работе которой несколько раз случались длительные перебои, а в декабре она вообще вышла из строя на целую неделю.

Версия для печати