Рынок твердотельных накопителей (SSD), используемых как в потребительских, так и в корпоративных продуктах, в последние несколько лет принадлежит к числу наиболее быстро растущих. По оценкам Gartner, приведенным в опубликованном в середине прошлого года отчете «Market Share Analysis: SSDs and Solid-State Arrays», в 2013 г. мировой рынок SSD вырос по сравнению с предшествующим годом на 53,1% и достиг уровня 10,99 млрд. долл. В общем зачете по итогам 2013 г., согласно данным Gartner, лидировали компании Samsung, Intel, SanDisk, Micron, Toshiba, сами производящие микросхемы памяти NAND flash. Вместе с тем обилие игроков второго эшелона, претендующих на свою долю этого рынка, существенные колебания их долей, активный интеграционный процесс слияний и поглощений (примером могут служить M&A-сделки Toshiba и OCZ, SanDisk и Fusion-io, договор о стратегическом сотрудничестве Seagate и Micron) говорят о том, что рынок твердотельных накопителей в полной мере еще не сформирован и здесь можно ожидать серьезных подвижек в расстановке игроков.
Есть все основания ожидать, что и в
Степень проникновения
Как показали результаты опроса, только 22,6% респондентов сообщили, что в их компаниях не применяются решения для хранения данных на базе флеш-технологии. При этом две трети из них на данный момент просто не видят потребности в таких решениях, и только треть (7,5%) заявила, что не доверяет данной технологии. Подавляющая же часть респондентов (77,4%) подтвердила, что в их компаниях уже используют твердотельные накопители в персональных системах (в данном случае речь идет о ноутбуках, настольных ПК и рабочих станциях) и/или инфраструктурных решениях (серверах и системах хранения).
Нетрудно было предположить, что наиболее распространенный вариант использования твердотельных накопителей в компаниях приходится на персональные системы, и данные опроса это наглядно подтвердили — почти 70% респондентов заявили о наличии у них клиентских систем с SSD. Но и процент компаний, использующих флеш-решения в инфраструктурных системах также оказался довольно высоким — 35,8%. Среди этих компаний есть и такие, которые используют твердотельные накопители только в инфраструктурных системах (7,5%). Характерная особенность таких компаний, судя по данным опроса, — значительный штат сотрудников (от 1000 до 4999), и, как можно предположить, не слишком большой или строго контролируемый ИТ-бюджет. Так, в числе этих компаний оказались крупные медицинские и учебные заведения (госсектор), а также производственные предприятия.
В целом можно констатировать, что флеш-технологии хранения данных уже уверенно пробили себе дорогу в корпоративный сегмент и их использование здесь будет только расширяться.
Основные драйверы
Как показали результаты опроса, аргументов в пользу применения решений на твердотельной памяти вполне достаточно и зачастую они взаимосвязаны. При этом можно констатировать, что наиболее массовый канал проникновения этих решений в корпоративный сегмент — обновление парка ПК. Это подтвердили 42,9% респондентов из компаний самого разного масштаба. Подобный результат представляется вполне закономерным с учетом отмечавшейся в последние годы тенденции к повышению мобильности сотрудников предприятий и снижению масс-габаритных характеристик предлагаемых производителями персональных компьютеров, прежде всего ноутбуков, зачастую изначально комплектуемых SSD. Помимо уменьшенных массы и габаритов такие системы привлекают внимание заказчиков (это отметили 38,8% участников опроса) также улучшенными характеристиками быстродействия, надежности и энергоэффективности.
Что же касается инфраструктурных решений, то более четверти респонденов видят в решениях на базе флеш-памяти возможность повысить производительность имеющегося серверного оборудования и систем хранения в ряде возлагаемых на них задач при сравнительно небольших затратах. Более того, как отметили некоторые респонденты, при построении высоконагруженных систем СХД категории All Flash оказываются экономически более выгодными по сравнению с традиционными системами класса High End.
Приоритеты при выборе решений
Хотя по показателю удельной стоимости хранения твердотельные накопители и сегодня в разы проигрывают традиционным жестким дискам, при выборе SSD этот показатель играет далеко не первую роль. В числе наиболее важных критериев выбора респонденты указали скоростные показатели, срок службы и емкость накопителя и только потом его цену и удельную стоимость хранения. Последние три фактора оцениваются в совокупности, о чем свидетельствуют близкие процентные данные опроса.
Интересно, что для подавляющего большинства опрошенных (92,5%) принадлежность решения определенному бренду пока не имеет значения. Фактически рынок открыт для предложений всех игроков, которые смогут обеспечить удовлетворяющие заказчиков требования по техническим характеристикам своих решений и доступность последних на рынке.
Сдерживающие факторы
Между тем говорить о тотальном переходе на твердотельные решения для хранения данных еще не приходится. Как и следовало ожидать, там, где основные их преимущества перед традиционными не играют особой роли, на первый план выходит ценовой фактор. Почти 68% респондентов указали более высокую удельную стоимость хранения в качестве главного аргумента, ограничивающего использование решений на базе флеш-памяти. Другие названные респондентами факторы — присущее флеш-памяти ограничение по количеству циклов перезаписи данных (39,6%), а также неуверенность в достаточной надежности таких решений (32,1%). Последнее, правда, относится главным образом к использованию твердотельных накопителей в инфраструктурных решениях, и косвенную роль в этом может играть предшествующий настораживающий опыт. Так, как следует из комментариев к опросу, компании, применяющие SSD в клиентских системах и столкнувшиеся со случаями внезапных отказов «разных моделей и марок», не всегда готовы использовать их в серверных системах.
Опасения таких компания понятны, но насколько они обоснованы? «Вообще-то совершенно не обоснованы, — утверждает Игорь Макаров, менеджер по продажам корпоративных решений компании OCZ Storage Solutions. — Оглянитесь вокруг. Современный мир потребления вообще забыл, что такое долговечность. Не является исключением и ИТ-бизнес. Кому нужны серверы на 10 лет? А главное зачем, если через
Как правило, ИТ-персонал просто не очень хорошо представляет особенности функционирования современных твердотельных накопителей, а также чем потребительские SSD отличаются от своих серверных собратьев, кроме цены. Печальный опыт применения потребительских SSD в серверах по принципу „если не видно разницы, зачем платить больше“, усугубляет недоверие к этим решениям, хотя еще сравнительно недавно эти же люди удивлялись, почему настольные HDD не работают в серверах и приходится покупать специализированные HDD.
Индустрия SSD как раз переживает аналогичный переходный период, связанный со стандартизацией новых решений и уходом от HDD-наследия. Надежность, долговечность и стабильность работы SSD целиком и полностью зависит от правильности выбора модели под конкретные задачи, и только. Фактически SSD уже давно перестали быть технологией для избранных и перешли в разряд решений общего пользования».