В настоящее время на разных уровнях и в различных аудиториях, в том числе на уровне Президента РФ высказывается озабоченность резким дефицитом ИТ-специалистов, сильно сдерживающим как развитие ИТ-отрасли, так и переход страны в целом от сырьевого пути развития к инновационному, которое основано на знаниях.
Естественно, что этот вопрос волнует и высшую школу и ее руководителей. Пытаемся решить данную задачу и мы на кафедре компьютерных технологий СПбГУ ИТМО, известной достижениями мирового уровня в области олимпиадного программирования. Причём в отношении к самой кафедре она, можно сказать, решена, и дело осталось за малым :) — решить ее для всей нашей необъятной страны.
Невероятная сложность этой задачи привела к необходимости ограничить ее: найти решение или по крайней мере путь к решению применительно к поиску, отбору и подготовке высококвалифицированных специалистов по производству наукоемкого программного обеспечения — в той области ИТ, в которой конкурентные преимущества России по сравнению с другими странами пока неоспоримы (“для решения неразрешимых задач следует обращаться в Россию”).
Мысль о том, как распространить наш опыт на другие сильные университеты страны, пришла ко мне 28 ноября прошлого года, когда я шел на подведение итогов финала XII Всероссийской студенческой командной олимпиады, проходившей в Аничковом дворце в Санкт-Петербурге. Кстати, на этом соревновании студенты нашей кафедры заняли первое (чемпионы России), четвертое и шестое места.
Эта мысль состояла в следующем: в России необходимо срочно организовать новое движение — “Сохраним в университетах лучших!”. Так как в зале в тот момент присутствовали представители нескольких десятков университетов, в которых успешно готовятся ИТ-кадры, я попытался договориться с организаторами торжества о моем кратком выступлении. Но сценарий вечера был уже сформирован, и выступить мне не удалось. Что ж, как известно, всё, что ни делается, -- к лучшему: всё равно мое предложение не дало бы эффекта, ведь ни руководителей университетов, ни работодателей (за исключением нескольких спонсоров), ни людей от исполнительной и законодательной власти в зале не было.
И случай не заставил себя долго ждать. Третьего апреля 2008 года наш ректор и одновременно заведующий указанной выше кафедры В. Н. Васильев был приглашен для участия в дискуссии “Кадры для ИТ. От деления — к умножению” в рамках “Встречи лидеров ИТ-индустрии” (IT-SUMMIT’2008), которая проводилась ассоциацией АПКИТ в Санкт-Петербурге. Он не смог там присутствовать и предложил пойти на саммит мне.
Дискуссия длилась два часа, и бóльшую часть этого времени лидеры ИТ-индустрии страны рассказывали о трудностях с подбором персонала, говорили о том, что скоро им придётся принимать на работу выпускников техникумов и даже профтехучилищ. После этого слово было предоставлено проректору ГУ-ВШЭ В. В. Никитину, который начал с того, что если зарплата доцента составляет около шести тысяч рублей, то какого результата можно ждать от высшей школы? К сожалению, на этом его выступление практически и закончилось, так как ведущий дискуссии генеральный директор компании IBS Сергей Мацоцкий, прервав его, попросил конструктивных предложений по выходу из кризиса. Ответ В. В. Никитина модератора снова не удовлетворил, и он поинтересовался, не хочет ли еще кто высказаться. Не знаю, были ли в зале представители других университетов, но выступать после такой полемики не захотел никто, и в аудитории возникла напряженная пауза.
Я понял, что настал мой черед, и по аналогии с известным историческим лидером заявил, что знаю выход из сложившегося положения.
В зале стало совсем тихо, а когда я вышел на трибуну, раздались довольно жидкие аплодисменты вперемежку со смешками.
Для начала я пояснил, для какого контингента ИТ-специалистов знаю решение задачи. И понимая, что времени на раскачку у меня нет, перешел к конструктиву. Я напомнил, что бывший министр финансов России А. Лившиц предложил универсальный способ решения многих проблем в нашей стране, который, по моему мнению, подходит и для рассматриваемой задачи.
— Надо делиться, — произнёс я и сразу, чтобы не успели остановить (это предложение явно не вызвало восторга у присутствующих), выложил то, что хотел сказать уже давно и именно в такой аудитории: — В российской ИТ-отрасли надо срочно организовать движение “Сохраним в университетах лучших!”.
Видимо, это предложение прозвучало для слушателей неожиданно и не показалось совсем уж пустым, и атмосфера в зале улучшилась.
Я понял, что у меня есть несколько минут, чтобы объяснить суть своего предложения, и перешел к делу.
1. Если вы действительно, как утверждаете, заботитесь об отрасли, а не каждый о своей компании, то самые лучшие (выдающиеся) студенты и выпускники должны иметь материальную возможность работать не у вас в промышленности, а нас в вузах (если у них, конечно, есть такое желание)!
После этого предложения мне показалось, что воздух в аудитории стал очень тяжелым.
Дальше я пояснил, что взяв на работу лучшего, компания получает конкурентные преимущества, а отрасль почти наверняка этого человека теряет, если человек этот, как, например, Дж. Гослинг, не предложит что-то очень важное для человечества в целом. Оказавшись же в университете на преподавательской работе, он может нести “доброе и вечное” другим сильным студентам, которые как раз и пойдут работать к вам в промышленность.
На меня посмотрели чуть добрее.
Но я продолжил: это как с картинами выдающегося художника, которые полезнее иметь в музее, но приятнее — дома в спальне.
Доброта из атмосферы снова куда-то улетучилась.
2. Суперталантливым молодым людям, по моему мнению, нельзя идти в крупные компании, так как в большинстве случаев они для отрасли даже не исчезнут, а можно сказать, просто аннигилируют.
В аудитории стало еще тише, и тишина эта мне не показалась очень уж доброжелательной.
Действительно, как вы думаете, спросил я, наш компьютерный гений Петр Митричев, который в настоящее время имеет наивысший рейтинг по спортивному программированию в мире, работая во всемирно известной компьютерной фирме, сможет в ней подняться так, чтобы его имя хоть когда-нибудь встало рядом с именами трех ее лидеров? Да и вообще будет ли оно известно в связи с работой в этой компании?
— Не думаю, что это произойдет, — сказал я.
И в этот момент я отчего-то не услышал в зале выкриков, что если он будет хорошо работать, то отцы основатели…
Думаю, что если бы он имел возможность остаться в МГУ, то и обществу, и отрасли принес бы существенно больше пользы, да и мы знали бы, в чем эта польза состоит.
3. Далее я сказал, что вопрос о материальной поддержке выдающихся молодых ИТ-преподавателей со стороны отрасли уже однажды поднимал, правда, на менее представительном форуме и в условиях меньшего дефицита квалифицированных ИТ-специалистов, чем сегодня, но услышал резкую отповедь от председателя, присутствующего в этом зале, которая состояла в том, что он добропорядочный налогоплательщик, и у него такая же фирма, и не лучше ли мне обратиться за помощью к депутату Государственной думы по месту жительства. Это предложение вызвало тогда радостную реакцию у других представителей промышленности.
Однако не зря говорят, что долг платежом красен. Примерно через полгода на одной встрече ко мне подошла женщина — менеджер по персоналу и сказала, что по ее информации нам удалось подготовить очень хороших ребят для их партнеров, и не могли бы мы то же самое сделать и для них. И тут выяснилось, что она работает у того самого человека, который послал меня за материальной поддержкой в Думу, и совершенно естественно, что я в свою очередь послал ее туда же за кадрами.
Эта история несколько развеселила слушателей.
4. Я рассказал, что это не пустые фантазии, и нам за счет двух фирм, генеральный директор одной из которых присутствует в этом зале, удалось оставить в университете двоих молодых людей, имеющих выдающиеся достижения в области олимпиадного и спортивного программирования. За эти успехи они удостоились чести быть принятыми Президентами РФ В. В. Путиным и Д. А. Медведевым. Кроме того, в столь молодом возрасте каждый из них является лауреатом Премии Президента РФ (!), причем эти награды они получили в составе разных авторских коллективов и за разные достижения. Такие успехи делают их чрезвычайно авторитетными в глазах программистской молодежи страны и мира и притягивают в наш университет все новых и новых талантливых школьников. Однако даже указанных достижений недостаточно для того, чтобы этих выпускников имело смысл оставлять в университете. Они обладают еще рядом достоинств: доброжелательны, честны и порядочны, не стремятся получать свою рыночную стоимость, так как понимают, какие преимущества дает работа в университете по сравнению с работой даже в самой лучшей фирме. Естественно, что они умеют готовить и проводить олимпиады всех уровней для участников разной силы и возраста, как очные, так и в Интернете. Но и этого мало, чтобы хорошо себя чувствовать в хорошем университете, — они должны хотеть и уметь преподавать как в рамках регулярного учебного процесса, так и при проведении тренировок программистов, как нашего, так и других университетов страны, при подготовке к соревнованиям различных уровней. Все это относится и к подготовке школьников, продвинутых в области программирования.
Пока я это рассказывал, меня внимательно слушали.
5. Наличие указанных выдающихся молодых людей является условием необходимым, но недостаточным для того, чтобы кафедра стала притягательной для более широкого круга талантливых ребят. Не хватает занятий наукой, так как университет без науки очень напоминает курсы повышения квалификации. Да, и мировой опыт показывает, что большинство премий Тьюринга и ACM получают представители университетов. Премию Тьюринга (www.computer-museum.ru/frgnhist/turingpr.htm), к примеру, в свое время получил профессор Никлаус Вирт, а премию ACM за 2006 год (awards.acm.org/software_system/) — профессор Бертран Мейер. Отметим, что в настоящее время мы с ними сотрудничаем (см., например,is.ifmo.ru/seminar/12jmeyer/).
Но чтобы такое сотрудничество было возможным, на кафедре надо было сохранить еще одного молодого человека, который, обладая почти теми же достижениями в области олимпиадного программирования, что и два его приятеля, указанных выше, был бы способен заниматься научной работой и руководить исследованиями студентов и аспирантов кафедры. Это позволило, в частности, начиная с 2005 года выиграть нам в острой конкурентной борьбе ряд государственных контрактов по приоритетным направлениям развития науки и техники страны (см., например, is.ifmo.ru/science/pub2007.pdf).
Работы по контрактам позволяют платить нормальную зарплату не только этому молодому человеку, но и участвующим в работе студентам. При этом они имеют свободу творчества и горящие глаза, и такой способ зарабатывания денег существенно отличается от заработка путем открытия авторизованных курсов для обучения программным продуктам ведущих корпораций страны и мира, как это предлагалось рядом участников настоящей встречи.
При этом на подходе у нас четвертый молодой человек, который хочет остаться работать на кафедре, и мы хотим, чтобы он остался, так как он не только является чемпионом России, Европы и мира 2007-2008 учебного года по программированию, но и активно занимается научной работой. На этом пути он, в частности, выиграл конкурс “Умник” и получил молодежную в области информационных технологий премию Санкт-Петербурга. При этом, будучи студентом пятого курса, он в университете зарабатывает достаточно, чтобы не работать в промышленности.
Еще я отметил, что если иметь сильную в научном смысле кафедру, такую, например, как одноименная с нашей кафедра Стэнфордского университета, выпускниками которой были, в частности, создатели порталов AltaVista, Yahoo! и Google, то венчурные капиталисты будут прислушиваться к мнению профессоров, как это было, в частности, при создании корпорации Google. И к нам тоже начинают прислушиваться.
В зале стало абсолютно тихо, но эта тишина ни мне, ни слушателям радости не доставляла.
6. Еще я сказал, что не против того, чтобы представители промышленности (желательно наши выпускники) преподавали у нас, но это не настоящее преподавание, так как им приходится учить на бегу, а “на бегу нельзя обучать даже бегу”, как сказал один наш студент, который раньше был спортсменом.
По моему мнению, для того чтобы не отставать от жизни, некоторые молодые преподаватели могут работать в промышленности, но не разработчиками, а тьютерами и тратить на это не очень много времени (например, один день в неделю), как это делает один наш молодой преподаватель.
Естественно, что связь с промышленностью сохранится, если совместно с компаниями проводить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Это также позволит молодым талантливым людям оставаться в университете.
А тем временем мы пытаемся сохранить на кафедре еще одного умника, у которого горят глаза при разработке мобильных роботов, тем более, что Б. Гейтс сказал, что по его мнению, XXI век - это век роботов (is.ifmo.ru/robots_and_agents/_geits_roboti_v_kagdij_dom.pdf
). Думаю, что нам и это удастся сделать.
В зале все еще было тихо, и мне это начинало нравиться.
7. В заключение я высказал уверенность, что если ИТ-индустрия поможет сохранить в вузах лучших, которых по всей стране не так много, то они станут точками кристаллизации, из которых начнет расти научно-техническая интеллигенция новой России, и проблема кадров постепенно будет решаться, так как в университетах появятся молодые, авторитетные и талантливые преподаватели и научные работники, и заниматься своим делом там они будут каждый день с утра и до вечера, как это было на ведущих кафедрах вузов в СССР.
Только помогать надо, платя такую зарплату, чтобы молодому человеку было комфортно, и не в виде стипендий и грантов, которые имеют тенденцию через год или два заканчиваться (и после этого молодому человеку непонятно, что делать), а “взяв на содержание” в свою компанию. Платить ему следует до тех пор, пока он хорошо работает в университете или пока ситуация в стране по рассматриваемому вопросу наконец-то не исправится.
А иначе никак!
8. На этом я закончил. Мне похлопали, чуть похвалили, но в присутствии на банкете отказали, чтобы больше не портил настроение уважаемым людям, хотя причину назвали другую: в ресторане-де просто нет дополнительных мест. На всякий случай я не стал интересоваться, нашлось бы место, если бы на встречу пришел В. Н. Васильев, или тоже не нашлось бы.
Да и бог с ним, с рестораном. Лучше сохраним в университетах лучших!
Об авторе: Шалыто А. А. — доктор технических наук, профессор СПбГУ ИТМО.
Ссылка на статью: [URL=http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=108777]Сохраним в университетах лучших![/URL]
Хорошая статья. Мне нравиться независимость автора. Но перед пока еще развивающимися капиталистами (как я понял, мероприятие организовано частными компаниями) объяснить что-то не на языке "явной и быстрой коммерческой выгоды", скорее всего, не получиться. А проблема ведь не только в IT. Проблема в стиле жизни, гражданском обществе (вернее его отсутствии) и понимании целей и ценности обучения и образования. На “Встрече лидеров ИТ-индустрии” эти проблемы решить не возможно (кстати, такие слова как "лидер", я бы на месте российских организаторов вообще лучше не использовал). Кстати насчет банкета - будь это форум, устроенный, например, Microsoft, такого, конечно, не было бы. У них, правда, так с места на трибуну не выйдешь, но в части уважения к людям, по моим наблюдениям все впорядке. Но с другой стороны, не сложись все так, как сложилось, возможно, и этой интересной статьи не было бы...
Sandy 09.04.2008 11:17:51
И мне статья понравилась, в т.ч. динамичной, живой подачей. Однако она, как и всякие вырванные из целой системы частные предолжения, не учитывает хотя бы такую огромадную свинку, которая заранее заложена под все предложения о российских инновациях, росте экономики и т.п. Принципиальной и последовательной обезличкой учащихся (да и учителей) в средней школе – кузнице кадров для всех наших начинаний. В двух словах противоречие заключается в том, что на уровне биологического закона известно, что жизнеспособность вида зависит от величины разнообразия, в т.ч. генетического, его членов (т.н. Принцип биологического разнообразия) – иначе первая же эпидемия может такой вид уничтожить. У человека это НЕОБХОДИМОЕ разнообразие проявляется в различной не только величине, но и СТРУКТУРЕ его ПРИРОДНЫХ способностей – и от того, что у Моцарта и Пушкина были заметные трудности даже с арифметикой (как и у иных математиков – с музыкальным слухом) – здоровые люди ни тех, ни других к идиотам не причисляют. Но поскольку большевицкая школа с 1934 г. (и, в целом, по сию пору) накладывает на совершенно разных школьников одинаковый «образовательный стандарт», в который так или иначе не укладываются 90% учащихся, то тратиться в пустую огромное количество ученического времени и здоровья. Закономерная (из этого положения) массовая неудовлетворённость, низкая квалификация и болезненность выпускников средних школ приводит к дальнейшему росту алкоголизации населения и всему с этим связанному. И перспективы здесь, увы, малорадостные. Более подробно, при желании, можно познакомиться с темой по статьям двух известных профессоров, педагога и математика. Ссылки приведены ниже. Всего доброго!
http://jorigami.narod.ru/NewDoc/Postnikovs_School.htm (ЛГ, 1987 от 27 марта)
Дмитрий 09.04.2008 15:41:18
Статья очень правильная и хорошая. Действительно, пытаясь заманить лучших выпускников на программистские должности, мы часто лишаем подпитки будущие поколения; по сути, съедаем весь урожай, не оставляя ничего на посев.
P.S. Смотрите также дискуссию в блоге бывшего директора питерского Борланда и Яндекса Андрея Иванова http://aivanov.livejournal.com/7236.html
nocturne 10.04.2008 21:55:37
Скажу сразу: в отличие от предыдущих комментаторов, я в целом не согласен с ключевыми тезисами статьи. Она отлично написана по форме, но вот содержание…
В течение уже многих лет я слежу за публикациями Анатолия Шалыто. В них видна очень четкая стратегическая линия, которую автор последовательно проводить. И это вызывает искренне уважение. Как, безусловно, вызывает уважение и его личная работа как преподавателя, успехи его воспитанников и его кафедры. Но как только этот личный опыт проекцируется на высшую школу в целом, получает, как мне видится, не очень правильная картина. Именно поэтому я одно время выступала своего рода оппонентом г-ну Шалыто на страницах PC Week, но потом "выбыл" из дискуссии (см. http://www.visual.2000.ru/kolesov/educat.htm).
Комментарии (которые уместны здесь) – это не статья. Поэтому я сейчас приведу некоторые соображения исключительно в тезисном плане: 1. Подобные статьи говорят о проблемах высшей школы, но не рассматривают причин этих проблем. А потому они предлагают лечить признаки болезни, а не саму болезнь. Низкая заплата преподавателей – это не причина, а следствие болезни. 2. Мы так и можем определиться с положением вуза (как ключевого компонента в системе образования) в современных экономических условиях: это самостоятельный (хотя и весьма специфичный) игрок на рынке или это иждивенец, который будет ходить с шапкой то к государству, то к бизнесу (кстати, иждивенцы порой живут на самом деле гораздо лучше, чем те, кто им подает). 3. Нам нужно расстаться с иллюзиями о высоком качестве и, главное, эффективности функционирования нашей высшей школы. Успехи на олимпиадах – это дело хорошее, но это лишь один (и далеко не самый главный) показатель эффективности работы вуза. "Элита" тоже нужна, но она не может решить кадровую проблемыу отрасли на системном уровне. 4. По сути, г-н Шалыто, постоянно предлагает использовать схему меценатства со стороны бизнеса. Такая схема может эффективно работать на уровне отдельной кафедры (что опыт Шалыто отлично демонстрирует). Но она дает сбои уже на уровне вуза в целом и принципиально не годится для системы образования в целом.
Андрей Колесов 11.04.2008 09:53:55
Цитата
Подобные статьи говорят о проблемах высшей школы, но не рассматривают причин этих проблем. А потому они предлагают лечить признаки болезни, а не саму болезнь. Низкая заплата преподавателей – это не причина, а следствие болезни.
Разумеется. Поскольку вопрос о причине обсуждался уже неоднократно, ответ на него получен и даже признан на самом высоком государственном уровне. То есть, с первым вопросом русской интеллигенции разобрались. Пора переходить к "Что делать?". Причем делать так, чтобы потом самим не попасть в раздел "Кто виноват?", который наверняка составят потомки. Разница в ваших подходах к проблеме в том, что Вы смотрите на нее с позиций исследователя, а Ваш оппонент - с точки зрения сугубого прагматика, пытающегося предложить хотя бы какой-то выход из сложившейся (не важно почему и как) ситуации. Вот Вы в одной из своих статей ссылаетесь на армию:
Цитата
Давайте посмотрим на другой пример государственных институтов — армию. Она тоже нужна для страны, и там тоже низкие оклады. Но при этом даже военные понимают, что без структурных преобразований (в том числе и сокращения) довести вооруженные силы до нужного качественного уровня просто невозможно.
Результат реформирования налицо - срок срочной службы сократили до года. Сразу возникает вопрос - а служить-то, собственно, когда, если практически сразу после получения воинской специальности можно отправляться на дембель? И кому нужна такая, с позволения сказать, армия?
Сергей Голубев 11.04.2008 11:59:52
1. Мне ничего неизвестно о том, что ответ о причинах получен. В том числе и на "самом высоком госудраственном уровне". Я пока оттуда пока слышу лишь байки о нашем превосходстве. Во всем. 2. Мне лестно сравнение с исследователем. Но системное решение проблемы можно найти только в случае системного же анализа. А не попыток налаживания механизма по быстрому наклеиванию заплаток. Обратите внимание, моей личной заинтересованность (в плане поддержки моего личного благосостояния на данном рабочем месте) в этой обсуждении нет. Но есть, если угодно, гражданская заинтересованность: чтобы мои дети и внуки жили в богатой, уважаемой (не только нами самими, но и соседями) стране.
Андрей Колесов 11.04.2008 12:15:16
Цитата
Андрей Колесов пишет: 1. Мне ничего неизвестно о том, что ответ о причинах получен. В том числе и на "самом высоком госудраственном уровне".
Да практически в любом выступлении как действующего, так и будущего, президента страны есть хотя бы несколько слов о том, что десять лет все исключительно разваливалось. Причем, делалось это настолько качественно, что восстанавливать сломанное придется значительно дольше.
Цитата
2. Мне лестно сравнение с исследователем. Но системное решение проблемы можно найти только в случае системного же анализа. А не попыток налаживания механизма по быстрому наклеиванию заплаток.
Вне всякого сомнения. Но, хочу заметить, что одно другому не мешает. Конечно, серьезный перелом ноги требует такого же серьезного лечения. Но как временная мера используются костыли, чтобы человек хоть как-то передвигался, а не лежал в кровати в ожидании исцеления, чтобы потом перейти к лечению пролежней :). Предложение Вашего оппонента - это именно костыль, который позволит ВУЗам хоть как-то замедлить деградацию. И даст время заинтересованным лицам для поиска и реализации системного решения. Он, кстати, этого и не скрывает:
Цитата
Платить ему следует до тех пор, пока ситуация в стране по рассматриваемому вопросу наконец-то не исправится.
Грубо говоря, позиция Анатолия Шалыто - "нам бы ночь простоять да день продержаться". Большего-то он все равно сделать не может.
Сергей Голубев 11.04.2008 12:32:35
1.Ну, если то, что сам Президент упоминает о проблеме образования в речах, является выяснением причин, то оно конечно... М-да... 2. Если бы разговор поднятый Шалыто начался был только вчера. А он ведется в подобной постановке уже лето восемь (кстати, Президент у власти находится тоже восемь лет, какое совпадение!). И проблема в том, что другая (системная) постановка вопроса просто не ставится.
3. И мне кажется, что доктору наук и заведущему кафедрой как раз и нужно ставить вопрос в его системной поставновке, а не в режиме "прорвало трубу, нужно срочно что-то делать".
А если применить подход "платить ему следует до тех пор, пока ситуация в стране по рассматриваемому вопросу наконец-то не исправится", то СИТУАЦИЯ НЕ ИСПРАВИТСЯ НИКОГДА! "
Андрей Колесов 11.04.2008 12:57:00
Если я стану заведовать кафедрой марксизма-ленинизма, то буду стараться выработать системный подход к решению проблемы, которая не известно имеет ли решение (это, может быть, алгоритмически не разрешимая задача).
Для таких задач решаются их частные случаи.
А еще, Андрей, сходите в кино и посмотрите фильм "Спасение рядового Райена". Там сначала о рядовом думают, а потом о всем остальном.
С приветом :-), Шалыто
Шалыто 11.04.2008 17:08:19
Ты растешь, дорогой мой профессор Шалыто! Предлагаю сохранить тебя в ЛИТМО, иначе и он разрушится. Если говорить серьезно, статья очень понравилась. Но конкурировать с акулами капитала - бесполезно. Лозунги помогают только в полной темноте, которая постепенно наступает. Ты обладаешь мощной энергетикой, но особенно не увлекайся. Вторая Октябрьская революция (извини, переворот) уже наступила. Жаль, что тебя не пригласили на банкет. Думаю, ты бы не пожалел. Обнимаю, твой Леонид Розенблюм.
Леонид Яковлевич Розенблюм 11.04.2008 17:56:05
Цитата
И проблема в том, что другая (системная) постановка вопроса просто не ставится.
Ну не делайте, пожалуйста, вид, будто вчера на свет родились :). О глобальном кризисе системы образования (от дошкольного до высшего) понаписано уже столько, что на сетевых форумах (за исключеним, пожалуй, форума КПРФ :)) модераторы считают сообщения на эту тему переливанием из пустого в порожнее, иначе говоря - злостным флудом. Даже доктору наук и заведующему кафедрой больше сказать нечего - все уже и так сказано. Так что, "партия и правительство" давно в курсе. И если проблемы не решаются, то теоретически возможны два варианта - не могут или не хотят, что с практической точки зрения совершенно равноценно и разбираться в этом - только время зря терять. Ну и "куды завкафедрой податься"? Остается только обращаться к правящему классу с речами о социальной ответственности. Других-то вариантов все равно нет. И восемь лет назад не было, и сейчас нет.
Сергей Голубев 11.04.2008 19:40:14
"А еще, Андрей, сходите в кино и посмотрите фильм "Спасение рядового Райена". Там сначала о рядовом думают, а потом о всем остальном."
Уже посмотрел, много лет назад. Да, когда дом уже горит, то дискуссии разводить некогда. Только у нас-то ситуация иная. Мы обсуждаем, если позволите такое сравнение, проблемы с пожарной безопасностью полелка, которые выгорает летом в зашусшивую погоду. И много лет, каждый год. В этом случае, все же неплохо задаться вопросом "Почему?".
"Ну не делайте, пожалуйста, вид, будто вчера на свет родились" Я бы и сделал, но фотография не позволяет этого :-) Мне казалось, что в своих комментариях я как раз подчеркивваю, что родился не вчера, что позволяет мне говорить о давнем знакомстве с этой темой. Если "партия и правительство" уже все знают и даже что-то делать, то PC Week нужно просто закрыть, как независимомое издание, или просто переключиться на публикацию материалов ПиП. А то, что же получается: наверху все знают и делают, а вузы по-прежнему недовольны. Нужно донести до них, растолковать политику ПиП...
> Остается только обращаться к правящему классу с речами о социальной ответственности. Других-то вариантов все равно нет. И восемь лет назад не было, и сейчас нет.
Вы дали ответ на мой вопрос о позициониронии вуза в современной экономике. Это не самостоятельный игрок, а иждивенец (например, волею судьбы, превратившийся из баловня судьбы - как это было при СССР - в инвалида, способного передвигаться только на костылях), судьба которого - ходить с шапкой по кругу.
P.S. Кстати, про инвалидов. Некоторые, получив пенсию, сидят дома и ругают правительство, что мало платят. Другие, ходят по метро с шапкой. А есть, которые начинают зарабатывать деньги с учетом новой для себя ситуации.
Гость 12.04.2008 11:09:38
Цитата
Вы дали ответ на мой вопрос о позициониронии вуза в современной экономике. Это не самостоятельный игрок, а иждивенец.
Понятие "иждивенец" очень относительно и может быть определено только в рамках конкретной системы. Абсолютизация этого термина может привести к парадоксальным умозаключениям. Например, о том, что боевой расчет - иждивенец наряда по столовой :). Что есть образование - цель или средство? Что оно должно делать - способствовать воспитанию нового человека коммунистической формации, или поставлять кадры конторам по зарабатыванию баблосов, или просто существовать, поскольку так исторически сложилось, а что с этим делать, никто пока точно не знает? Увы, наша система образования пока ближе всего к третьему варианту. То есть, пребывает в подвешенном состоянии. И деньги ей нужны не для чего-то позитивного, а просто чтобы дожить до появления какой-то ясности. Разумеется, в этой ситуации сколько ей ни дай, она все оприходует с практически нулевым выходом. Бизнес это, кстати, прекрасно понимает и поэтому ничего не дает.
Сергей Голубев 12.04.2008 13:05:10
А нам дают и будут давать все больше, так как мы отбираем и готовим отличных программистов - и это есть рыночные отношения: вам нужны программисты и нам нужны. Помогите нам их сохранить, а мы с их помощью подготовим специалистов для вас.
А как отобрать лучших и кто такие лучшие в нормальном коллективе все знают. Уж я то в своем окружении знаю точно!
Шалыто 12.04.2008 16:42:28
Андрею Колесову. Из Вашей последней статьи: "В ее рамках студенты, преподаватели и сотрудники вузов, заключивших соглашение с Microsoft, могут приобрести с 80%-ной скидкой одну из двух предлагаемых версий пакета Office 2007".
Хотьпоменьше, чем на коммерческих организациях, но все-таки заработать!
Вот и весь смысл помощи большинства западных корпораций университетам России.
А вы все меня критикуете!
Шалыто 12.04.2008 20:36:10
Я лично вижу в ситуации с вузами глубокий системный кризис, возникший в связи с активно проводимой за время перестройки политикой деинтеллектуализации населения страны. Это стремительное падение уровня образования, развал науки, пропаганда населению ложных ценностей и т.д. Данный кризис в итоге уже к 2012 году приведёт к падению конкурентоспособности страны на несырьевых рынках, острой нехватке экспертизы, резкому снижению обороноспособности, точке невозврата в российской науке, что может иметь и весьма тяжёлые геополитические последствия для страны. Выход из кризиса ещё возможен (хотя уже крайне труден) лишь при наличии серьёзной политической воли у правящей элиты. Не уверен, что понимание всей серьёзности проблемы у неё есть, и не вижу его в этой среде за постоянным надуванием чиновниками щёк. Скорее всего, наличие собственности за границей даёт им весьма ложное ощущение личной безпасности, не привязанное к результатам их деятельности. Впрочем, ещё до сентября, думаю, мы увидим, будут ли в этом направлении у власти реальные дела или как обычно очередные кампании. Исходя из сказанного, считаю, что инициатива проф. Шалыто, конечно, погоды в российском образовании не сделает, но на судьбы отдельных товарищей может повлиять весьма благотворно. ИТ-отрасли, думаю, её стоит поддержать. Не могу согласиться с Андреем Колесовым по поводу больших надежд на коммерциализацию образования -- этот процесс сейчас активно идёт и с превращением вузов в автономно-управляемые субъекты доконает высшее образование -- не из-за того, что он плох сам по себе, а из-за ряда естественных причин, таких как демографическая яма, приближение глобального экономического кризиса, борьба за вузовскую недвижимость и др. Я присутствовал на первом дне питерского саммита и был сильно разочарован открывшим его выступлением г-на Барщевского и тем, что не было из-за проблем с визой г-на Роберта Фариша. Ресторан "Опера" на Галерной улице, куда не попал Анатолий, мне как раз понравился. Совершенно потрясающие интерьеры и лепнина. Вообще нужно отметить, что Питер стал выглядеть, по крайней мере в центре города, гораздо цивильнее, чем раньше.
Эдуард Пройдаков 13.04.2008 01:55:38
"Не могу согласиться с Андреем Колесовым по поводу больших надежд на коммерциализацию образования"
Университеты во время времена были автономно управялемыми субъектами. Даже в царской России. Их автономия была ликвидирована только при советской власти
К тому же я про коммерциализацию высшей школы вообще ничего не говорил. Я говорил про то, что нужно сформулировать понятную модель функционирования и развития вузов (посмотрите мой первый комментарий). Она может быть социалистической, может капиталлистической. А пока получается (и уже слишком долго!), что имеется какая-то смесь, из разряда -"работать хотим по-советски, а деньги получать - по-американски". И в статье Шалыто, кстати, предлагается реализовать как раз коммерческий вариант, но только уровне "комменрческого лотка", а не "супермаркета". Проблема в том даже не в том, что эти предложения не имеют никакого отношения к решению проблем системы образования в целом. Данные рекомандации фактически невозможно реализовать и на уровне кафедры в сколь-нибудь массовом варианте: ведь, что ни говорить, но Шалыто говорит об опыте не какой-то там одной из кафедр, а уникальной.
Гость 13.04.2008 09:43:00
"Хотьпоменьше, чем на коммерческих организациях, но все-таки заработать!"
Microsoft и пр. - это не министерство социального обеспечения. Вы ошиблись адресом со своими упреками в желании нажиться. Я уже не говорю по поводу того - почему америаканская компания должна делать бесплатно что-то в стране, которая не знает, что есть делать со своими нефтедолларами. И я уже не говорю о том, что как раз западные ИТ-компании очень много помогают российскому образованию. Обвинения их в желании нажиться на российских вузах - это откровенная неправда.
И такие упреки высказываются именно тогда, когда люди не хотят перестраиваться, работать, а хотят, чтобы просто "западный дядя" пришел и дал.
Гость 13.04.2008 09:56:34
В предыдущих двух комментариях, забыл обозначиться :-)
Андрей Колесов 13.04.2008 09:57:56
"Разумеется, в этой ситуации сколько ей ни дай, она все оприходует с практически нулевым выходом. Бизнес это, кстати, прекрасно понимает и поэтому ничего не дает."
Ну, вот мы и пришли к общему мнению. На этом предлагаю подвести черту под дисскусией и подождать публикации следующей развернутой статьи по теме.
Андрей Колесов 13.04.2008 10:02:13
Андрей, автономность в данном случае предполагается больше экономическая -- вузам при переходе на автономку придётся нести все налоговые обременения. В Москве это может, например, означать, что их экономически, налогами на землю и т. п., выжмут на окраины или в пригороды. По поводу модели проблема в том, что современные формы вузовского образования -- технические университеты (ТУ) -- в России отсутствуют. (Несколько лен назад объявлено о создании такого в Красноярске, но насколько он соответствует идеологии ТУ мне не известно.) С одной стороны это дорого, в ТУ на четырёх студентов приходится один преподаватель, другой уровень НИР, Китай, например, для своих ТУ взял миллиардные кредиты у Всемирного Банка, а с другой -- есть проблема конкуренции ТУ с академическими институтами. Правильно было отмечено, что требуется системный подход к проблеме, который должен охватывать не только вузовское, но и школьное образование, поскольку иначе вузам сейчас приходится на младших курсах доучивать своих студентов, додавая им то, что те недополучили в школе. Черту, полагаю, под обсуждением подводить всё же не стоит, поскольку возможны другие мнения -- темп времени и потоков событий в Москве, Питере и в регионах сильно отличаются.
Эдуард Пройдаков 13.04.2008 20:41:52
В Ленинграде было 4 небольших магазина Академкниги, в которых продавались книги издательства "Наука". Три из них, по-моему, закрылись давно, а один находился прямо за зданием Санкт-Петербургского центра Академии Наук. Сегодня я хотел зайти в этот магазин, состоявший из трех комнат. Но вместо него за железной дверью была какая-то фирмочка. Так что не нашлось такого же доброхота как я, который бы защитил этот магазин. А жалко. Я расстроился. Всё.
Шалыто 15.04.2008 19:40:10
Сохранять лучшее это конечно прекрасно, а вот улучшить худшее никому дела нет... Университет как завод по привлечению субсидий и сбору денег с родителей. Не говорю за весь университет, только за ИТИП... И ведь ничего не сделать, все повязаны...
С.Б. 16.04.2008 21:40:22
Не вижу, как подход, предложенный доктором наук Шалыто, позволит ликвидировать недостаток в специалистах. Дело в том, что, на мой взгляд вопрос поставлен неверно: программировать наши студенты умеют, а вот создавать программы - нет. Великолепное решение олимпиадных задач и первые места в TopCoder нисколько не поможет создавать практичные, устойчивые, первокласные программы, что бы там не говорили. В настоящее время ВУЗы и так являются "вещью в себе", готовя специалистов, которые "летают" непонятно где - где угодно, но только не рядом с практикой. От того, что лучшие из них будут культивировать свою теоретичность из года в год, уча этому других, ситуация не сдвинется к лучшему как минимум, если не станет еще хуже. Надо рециркулировать людей - опытных разработчиков из IT бизнеса вести на кафедры, позволяя делиться своим опытом.
sse 17.04.2008 11:34:23
Идея автора статьи хороша,но не осуществима. Как автор хочет совместиь свои предложения с рыночной конкуренцией,в т.ч. за хорошего специалиста. Я вижу выход в создании очередного модного нынче нац.проекта "Сохраним в университете лучших".
Михаил 17.04.2008 19:20:07
Да, я не против того, чтобы люди возвращались в вузы из промышленности работать, а не прибежали, провели занятие и убежали выполнять план, только пусть при этом их хозяева им при этом продолжат платить зарплату. Это называется "меценатство" и оно было до революции в России распространено. Да, сейчас такие люди есть, а иначе как бы сохраняли лучших?
Шалыто 19.04.2008 16:30:17
А кто решает кто лучший? Не прописаны четкие критерии. Только если ясно КОГО мы хотим сохранить, можно понять КАК таких людей сохранить.
неважно 19.04.2008 17:56:03
Как вы собираетесь сохранить лучшее, если сохранять надо начинать преподавательский состав в первуюю очередь!!! А в университете ок 40% преподов не имеют диплома по дисциплине, которую преподают!!!!!!!!!!! Да и кто будет работать за смешной оклад в 4-7 тыс? только пенсионеры, для которых эта сумма - существенная прибавка к пенсии, а молодые и опытные специалистами,которые могут передать студентам свои знания и опыт,идут работать в коммерческие сферы, где их труд по достоинству оплачивается. Гниёт ваш универ изнутри
Fata Morgana 20.04.2008 10:24:48
Полностью согласен с комментарием sse. Так как сам я являюсь ведущим разработчиком в нашем филиале аутсорсинговой компании, то в мои обязанности входит тестирование и оценка знаний кандидатов на должности разработчиков. Могу засвидетельствовать, что уровень знаний, который дает наше высшее образование, вполне подходит для участия в олимпиадах. И объем соответствующий, особенно если студент прилежно учится, а не попивает пивко... Но вот содержание этих знаний оставляет желать лучшего. Основная проблема, на мой взгляд, в том, что в ВУЗах не учат, КАК ИМЕННО применять полученные знания. Вот и получается противоречие - выпускник много чего знает, но не знает, как эти знания применить. А почему? А потому что ему это не преподавали. Потому что сами преподаватели не имеют практического опыта применения своих собственных знаний.
Николай 20.04.2008 16:36:40
Цитата
Вот и получается противоречие - выпускник много чего знает, но не знает, как эти знания применить.
Противоречие получается только в том случае, если принять за аксиому, что ВУЗ должен готовить кадры для бизнеса. Но, думаю, что многие преподаватели пользуются другой аксиомой :).
Сергей Голубев 21.04.2008 09:17:51
Прочтите внимательно что я написал!
Там есть все ответы на все ваши вопросы. Просто разговор идет о выдающихся выпускниках, которым обеспечиваются в университете комфортные условие. Вы злословите, а мы делаем. таких в стране единицы - вот их-то и сохранять надо. А другие ни нам, ни крупным всемирным фирмам не нужны. Вместо того чтобы со мной спорить, сохраняйте лучших, а через десяток лет никаких в университетах не будет.
Шалыто 23.04.2008 19:24:49
Уж если говорить о выдающихся выпускниках, то видится тут следующее:
Для кафедры такие выпускники - основной показатель. Конкурсы, призы. первые места... Все это очень и очень приятно!
Для университета такие выпускники - уже помельче, немасштабно, но все все же тоже приятно!
А в масштабе отрасли, т.е. IT ? А вот в масштабе отрасли уровень приятности асимптотически приближается к нулю, т.е. значение для отрасли эти выпускники практически не представляют.
Давайте представим следующую ситуацию. Решило наше правительство возродить российский автопром. И решило оно вложить кучу денег и построить суперболид Формулы-1, с тем чтобы выиграть Гран-при. И построило! И даже выиграли! А теперь внимание, - вопрос! Как вы думаете, качество сборки конвейера ВАЗа улучшилось?
Конечно, со своей позиции г-н Шалыго прав. О работает в университете и на университет, поэтому его и заботит повышение статуса и значимости родного ВУЗа. Но тогда причем тут "озабоченность резким дефицитом ИТ-специалистов, сильно сдерживающим как развитие ИТ-отрасли, так и переход страны в целом от сырьевого пути развития к инновационному, которое основано на знаниях" ? Называйте веши своими именами. Это повышение престижности выза, и ничего более. Задача эта, судя по статье, решается. и решается успешно. Но только В РАМКАХ конкретного ВУЗа.
Николай 23.04.2008 20:48:43
Да, не же! Не только для себя. Если не сохраним молодых талантов, к ним не потянутся другие чуть послабее и т.д. А скоро во всех вузах вымрут старики, и вся отрасль окажется без выпускников вузов. Чем раньше молодежь вернется или останется в вузах (и не на четверть ставки), а полнстью, тем больше шансов выжить нашему образованию.
Шалыто 24.04.2008 21:54:55
Как студент кафедры КТ, могу заявить, что польза от сохранения лучших есть, и самая конкретная. Андрей Станкевич - типичный пример "лучшего", победитель много каких олимпиад, тренер чемпионской команды, работает у нас на кафедре преподавателем именно благодаря финансовой помощи со стороны одной крупной компании. И я могу сказать, что он является одним из лучших известных мне преподавателей, именно благодаря нему я хоть что-то выучил по дискретной математике =) Это действительно важный предмет, и нам очень повезло что его ведет такой человек, отлично в нем разбирающийся и заинтересованный. Не будь Андрея - общий уровень подготовки студентов нашей кафедры упал бы раза в полтора. А его у нас явно не было бы, если бы не старания Анатолия Абрамовича. Если удастся привлечь других таких людей - мы, студенты, от этого точно выиграем. И дело тут не в престижности вуза. Я вот лично никогда ни на какие глобальные успехи не претендовал, но пользу от сохранения на кафедре молодых и талантливых преподавателей могу ощутить уже сейчас.
Егор 26.04.2008 00:40:43
"Сохраним в университетах лучших!" - двумя руками за. Нет квалифицированных преподователей - нет квалифицированных выпускников - нет квалифицированных сотрудников.
В реальности вижу только три варианта платить достойно преподавателям:
1. Изменение подхода правительства при составлении бюджета в части высшей школы. Зависит от государственных мужей.
2. Изменение отношения крупного ИТ-бизнеса к высшей школе. Учреждение целевых стипендий не только для студентов (это уже практикуется некоторыми ИТ-компаниями), но и для лучших преподавателей. Зависит от руководства ИТ-компаниий.
3. Изменение подхода высшей школы к получению внебюджетных денег. Учреждение меценатских/спонсорских целевых программ для ИТ-бизнеса. Сделать участие бизнеса в таких программах если и не выгодным (в прямую), то хотя бы почетными (благодарственные доски в холле, строчка на сайте ВУЗа, благодарность от ректора и т.п.). Проведение компании по привлечению ИТ-компаний к участию в таких программах (через бывших выпускников, например). Зависит от руководства высшей школы.
Михаил Орлов 02.05.2008 17:11:33
Мне кажется, что для того чтобы органично встроить ВУЗЫ в современном мире, нужно все исследовательские работы передать в ВУЗЫ. И ВУЗ в первую очередь будет готовить кадры для этих лабораторий и в этих лабораториях. Тогда будет и практическая применяемость полученных знаний. А промышленность будет на пару с ВУЗОМ содержать эти лаборатории. А сейчас ВУЗ готовит кадры для промышленности эти кадры утекают в промышленность, а новые то кадры кто готовить будет. Те фактически ВУЗЫ превратились в место притяжения талантливой молодёжи, своеебразную биржу труда, откуда промышленность снимает сливки.
Илья. 24.09.2008 12:13:43
Согласен, об образовании сказано не много, а очень много. Как бы, кто не говорил, а деньги решают многое, что видимо основным ключом и является в указанной статье. Главное, что бы в распределении этих денег принимали участие ПОРЯДОЧНЫЕ люди, ЗНАЮЩИЕ свое дело и болеющие (в хорошем смысле) за него. Вот в нашем уч.заведении - и заказчики есть, и деньги платят, только у преподавателя за 1,5 нагрузки зарплата не поднимается выше 12000, зато у мало мальского начальника (который и обязанностей своих не знает) зарплапта 30000-40000. И начальников этих четверть штата .....
Гость 06.03.2009 09:07:57
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий.