Недавно Microsoft разослала письма российским компаниям с предупреждением о приостановке доступа к своим облачным продуктам из-за санкций ЕС. Первоочередная задача сейчас — начать процесс по созданию инфраструктуры, которая будет позволять решать все вопросы без Microsoft. Необходимо создать все условия для того, чтобы российские пользователи переходили на отечественные операционные системы.) Рассмотрим, с какими проблемами связан такой переход и как новые вызовы в сфере ИТ могут обернуться для российского бизнеса новыми возможностями.
Время перемен
Еще в марте 2022 года президент РФ подписал указ, согласно которому госкомпании больше не могут закупать иностранное ПО для значимых объектов критической информационной инфраструктуры. А с 1 января 2025 года для них и вовсе должен вступить в силу полный запрет на его использование.
Частные компании тоже вынуждены следовать тому же тренду в условиях ухода с российского рынка многих зарубежных ИТ-компаний. Так что согласно проведенному Институтом изучения международных рынков исследованию, к 2025 году перейти на отечественное программное обеспечение в России намерены две трети компаний.
Разумеется, этот процесс не может быть простым. Во-первых, многие виды ПО еще не полностью импортозамещены. Во-вторых, переход на них требует значительных вложений. А в-третьих, у многих — как рядовых пользователей, как и специалистов в ИТ — есть сильнейшая привязанность к испытанным и привычным решениям и, соответственно, недоверие к новым решениям.
Это недоверие связано не только с нежеланием учиться чему-то новому со стороны персонала и ИТ-специалистов. Я бы сравнил ситуацию с противостоянием между Windows и Mac. Обе эти ОС не хуже и не лучше друг друга: у них просто «резьба не совпадает». И их поклонники до последнего сопротивляются переменам, если возникает такая необходимость.
Большая разница
Что касается российского ПО, то надо понимать, что оно очень разное: все зависит от конкретных задач и требований, предъявляемых конкретными компаниями.
Есть сертифицируемое ФСТЭК, ФСБ специализированное программное обеспечение — оно зачастую разработано инженерами для инженеров и является своего рода «вещью в себе». А есть ПО на открытых решениях, которое быстро адаптируется и поддерживает все современные приложения, совместимо с различным оборудованием.
На рынке российского ПО существуют примеры очень удачных решений, выполненных в соответствии с лучшими стандартами отрасли или даже задающих эти стандарты. Это мессенджер Telergram, сервисы «1С», системы управления базами данных Postgres Pro.
В них пользовательский интерфейс переосмыслен заново, но при этом отталкивается от текущего паттерна поведения пользователя. Но есть и действительно очень сложные случаи: когда пользовательскому интерфейсу либо уделили недостаточно внимания, либо, наоборот, оно было излишним.
Этот большой разброс подходов в отечественном ПО как раз и создаёт продукции российского ИТ-сектора репутацию чего-то сложного, непонятного и неудобного.
Офис переезжает
В процессе перехода компании на отечественное ПО важна работа как вендора, так и интегратора, который смотрит на ситуацию изнутри. Именно он должен осмыслить бизнес-процессы и понять, какое именно необходимо программное обеспечение, чтобы поддержать их новыми средствами.
На примере работы нашей компании могу сказать, что зачастую самое сложное — заменить отечественным ПО офисные приложения. Даже подобрать решения для телекоммуникационного оборудования бывает проще.
Дело в том, что Excel и Word сделали мир хранения данных, — документов, таблиц, презентаций, — очень закрытым. Стандарты упаковки файла (расширения .xlsx, .docx, .pptx и т. д.) принадлежат Microsoft и не описаны публично. Таким образом, полноценно обрабатывать и модифицировать такие файлы может только MS Office. И если у компании накопилось множество документов в Word и Excel, то перенести их на другие платформы без потерь будет крайне сложно: понадобится объемная работа программиста, которого нужно еще и переучивать.
При этом есть многочисленные открытые форматы, которые поддерживают все свободные офисные приложения. И успешные кейсы перехода компании на отечественное ПО часто связаны именно с ситуациями, когда компания уже использовала облачный офис: например, от Google. Все процессы в таком случае происходят максимально быстро, просто и безболезненно.
Пираты и гранды
Импортозамещение в сфере ИТ дало российским разработчикам возможность попробовать себя в новых отраслях и побороться там с западными корпорациями, практически монополизировавшими рынок операционных систем, графических приложений, автоматизированных систем управления. Если до введения санкций россияне могли добиваться успеха только в узких отраслях, то сейчас у нас есть возможность развиваться на новом уровне: на равных побороться с Microsoft, Adobe и прочими грандами ИТ-бизнеса.
Разумеется, западные корпорации этим недовольны. Но недовольны и пользователи, потому что им предлагают отказаться от чего-то привычного, пусть даже это привычное было проблемным. А в результате на рынке появляется огромное количество взломанного, пиратского софта.
На официальном маркетплейсе пиратский ключ Pro для Windows сегодня можно приобрести за 1200 руб., хотя до введения антироссийских санкций он стоил порядка 1000 долл. И многие пользователи с удовольствием пользуются такой возможностью. А Microsoft, со своей стороны, не реагирует на это пиратство, поскольку оно позволяет ей оставаться на российском рынке.
Но надо понимать, что рано или поздно взломанное пиратами западное ПО будет поражено вирусами или заблокировано по команде извне. Ну а пока что же его присутствие на рынке мешает честной конкуренции российских разработчиков с западными корпорациями. Ведь складывается парадоксальная ситуация, когда в России «крякнутая» Windows доступнее, чем в странах, на которые не наложили санкции.