В современном мире прагматичный технический директор (CTO) — это тот, кто всегда в курсе того, как инновации влияют на наши повседневные бизнес-операции, пишет на портале InformationWeek Кристапс Петровскис, технический директор Expereo.

Прагматизм в мире технологий, как правило, пользуется дурной славой. Прагматичные CTO могут казаться чрезмерно консервативными и не склонными к приключениям, а в отрасли, построенной прорывными компаниями, взвешенный подход к инновациям, на первый взгляд, может показаться противоречащим природе новых технологий.

Стремительное развитие облачных и 5G-приложений, дополненной и виртуальной реальности, искусственного интеллекта и машинного обучения изменило наш образ жизни и работы, казалось бы, за одну ночь. Сегодня для CTO, прагматичного или нет, как никогда важно быть в курсе того, как эти инновации влияют на наши повседневные бизнес-операции.

Шагайте, а не бегите навстречу ИИ-инновациям

Хотя ИИ не является чем-то новым, его недавняя демократизация благодаря ChatGPT и другим моделям чат-ботов и виртуальных помощников, а также развитие больших языковых моделей (LLM) побудило бизнес-руководителей во всех отраслях дать директиву своим CTO: «Выясните, как мы можем использовать ИИ для экономии времени и денег». И дело не только в желании руководства компании. Куда бы вы ни обратились, кто-то попытается продать вам «ультрасовременный» инструмент на базе ИИ, который, по заверениям маркетологов, улучшает рабочие процессы, облегчает нагрузку на сотрудников и автоматизирует все ручные процессы.

Но прежде чем вы начнете действовать с полной отдачей, спросите себя: какую проблему я пытаюсь решить? Есть ли у меня вообще проблема, которую можно решить с помощью автоматизации? Когда мы проводим исследования в области науки о данных, мы пытаемся понять, есть ли у нас проблема, требующая решения, и является ли ИИ лучшим инструментом для ее решения. Ответ может заключаться в том, что нам нужно скорректировать процесс, возможно, даже без использования ИИ. Или, возможно, мы можем подойти к этому с помощью более простого алгоритма автоматизации «если это, то это», который потребует минимальных вложений.

В конечном счете, ИИ может быть, а может и не быть решением всех ваших проблем, но нет никаких сомнений в том, что «ИИ создаст огромную экономическую ценность. Создатели компаний, нацеленные на создание ценности для конечных пользователей, будут щедро вознаграждены. Мы переживаем период, который потенциально может стать технологической волной, определяющей новое поколение», считают в Sequoia.

Принятие прагматичных методов

Итак, как вы можете стать прагматиком в 2024 г., когда новые технологии, в частности генеративный ИИ, появляются, казалось бы, каждый день? По данным McKinsey, в 2023 г. инвестиции в технологический капитал упали на 30-40%, «что побудило инвесторов отдавать предпочтение технологиям с высоким потенциалом получения дохода и прибыли». И стало совершенно очевидно, что предприятия по всему миру видят потенциал в ИИ; более 60% владельцев бизнеса ожидают, что ИИ повысит производительность, в то время как около 40% считают, что он упростит рабочие процессы.

Столь интенсивный интерес к ИИ не только изменил методы работы предприятий, но и привлек внимание к ИТ-операциям. Прошли те времена, когда ИТ-специалисты работали изолированно, оказывая лишь базовую поддержку в случае необходимости.

Современные ИТ-отделы и CTO, которые их возглавляют, вынуждены активно искать способы использования ИИ, даже если в настоящее время в этом нет явной необходимости. Такой подход «сначала прими, а потом оцени потребности» может быть опасным для бизнеса, потому что, какой бы революционной ни была инновация, она обречена на провал, если не приведет к существенному улучшению рабочего процесса. Особенно при наличии бизнес-модели SaaS, предусматривающей привязку к лицензиям поставщиков на рабочие места сроком на три-пять лет. Окружающая среда меняется так быстро, что вы можете подписаться на что-то, что не принесет ожидаемой пользы, и в конечном итоге у вас через год не окажется бюджета на создание «новой лучшей вещи». Такие инновации также могут вызывать эффект, противоположный ожидаемому, что приводит к путанице и сопротивлению. Перемены не даются всем легко и часто требуют от пользователей отказа от удобных привычек, которые, казалось бы, прекрасно работают.

Помните, что ИИ может отвечать на запросы, основываясь только на том, что ему известно. Если до инвестирования у вас не будет надлежащей «базы знаний», шансы на то, что вы получите положительную рентабельность инвестиций и автоматизированные процессы, к которым вы стремились, невелики. Чтобы оправдать значительные инвестиции в технологии, крайне важно понять, что именно вы пытаетесь исправить, прежде чем использовать что-то вроде ИИ. Этого можно достичь с помощью изучения статистических данных и других видов практических исследований.

Заключение

Независимо от того, идет ли речь об автоматизации или инновациях, перед ИТ-командами во всем мире стоит задача определить, как извлечь выгоду из технологий, иногда в ущерб процессам, которые работают просто отлично. Подход прагматика к инновациям заключается не в том, чтобы игнорировать новые технологии или даже занимать выжидательную позицию, а в том, чтобы сначала определить, есть ли проблема, требующая решения, и можно ли ее решить. Не поймите меня неправильно, вам следует использовать ИИ и внедрять его в своей организации для достижения определенных результатов — улучшения CX, выручки, EBITDA, соответствия нормативным требованиям. Но отвлекитесь от шумихи, сделайте передышку на несколько недель и проведите надлежащий анализ. Даже самый идеалистичный CTO может стать прагматиком, приняв подход, который включает тщательную оценку практического применения новых технологий и принятие только тех из них, которые дают ощутимые преимущества для бизнеса.