Искусственный интеллект доминирует в корпоративных технологиях, но технологии расширенной реальности, такие как дополненная реальность (AR) и виртуальная реальность (VR), также развиваются. ИТ-руководители не должны упускать из виду их бизнес-потенциал, пишет на портале InformationWeek Мэри Шеклет, президент консалтинговой компании Transworld Data.

Бум в области ИИ практически затмил такие технологии, как AR и VR. Тем не менее, все еще есть веские причины, чтобы сохранить их в стратегической дорожной карте ИТ.

AR названа так потому, что может украшать физический мир цифровыми артефактами. VR идет на шаг дальше, погружая участников в альтернативный мир виртуального опыта.

Существует ряд сценариев использования AR/VR в бизнесе.

В сфере розничной торговли и недвижимости технологии AR и VR используются для того, чтобы дать покупателям возможность увидеть, как тот или иной предмет быта будет смотреться в их доме. Кроме того, потенциальные покупатели могут виртуально осмотреть дом для отдыха, который они собираются приобрести, находясь за тысячи километров от него.

Инженеры-строители и инспекторы используют AR с помощью специальных очков, отображающих чертежи электропроводки, которые они могут наложить на готовую стену в здании; военные используют VR для симуляции боевых сцен на учениях; а бейсболисты используют AR/VR для улучшения механики своих замахов.

Позиция CIO в отношении AR/VR сегодня

Для CIO AR/VR отходит на второй план по сравнению с ИИ, инвестиции в который, согласно Statista, превысят 1,8 трлн. долл. к 2030 г. Соответственно, в большинстве ИТ-бюджетов почти не остается средств на что-либо еще.

CIO также знают, что большинство развертываний AR/VR не могут быть сделаны «по дешевке». Внедрение AR/VR часто требует значительной настройки для достижения правильного соответствия конкретным бизнес-кейсам, а также дорогостоящих инвестиций в шлемы и очки, рабочие станции и другое оборудование.

Наконец, инвестиции в AR/VR не всегда легко обосновать. В то время как такие инвестиции могут быть почти обязательными, когда военные обучают персонал обезвреживать мины на поле боя, не так просто оправдать AR/VR-симуляции для более обыденных сценариев использования.

В совокупности эти обстоятельства отодвинули AR/VR на задний план, но это не значит, что они не заслуживают места в стратегической дорожной карте ИТ.

Какую роль AR и VR могут сыграть в бизнесе

Adecco, корпоративный рекрутер, сообщил в 2023 г., что «92% руководителей считают, что американские работники не настолько квалифицированы, насколько им нужно». А Всемирный экономический форум ожидает, что к 2030 г. 39% навыков станут устаревшими. В то же время молодые сотрудники, приходящие на работу, менее склонны учиться, читая учебники, и более склонны расширять свои знания с помощью AR, VR и других визуальных технологий.

Это делает образование рабочей силы главной областью для использования AR/VR. Кроме того, многие навыки, которые необходимо освоить работникам самых разных отраслей, являются в определенной степени общими (например, основы кредитования для финансового учреждения или основы сбора и утилизации отходов для работников санитарной службы). Поэтому вполне вероятно, что можно использовать больше общих и экономичных AR/VR-предложений, не требующих особой настройки под конкретную компанию.

Некоторые школы уже интегрируют AR/VR в свои учебные программы, и нет причин, по которым компании не могут сделать то же самое, чтобы облегчить решение проблемы нехватки сотрудников.

Еще один пример успешного использования AR/VR — розничные продажи, где AR/VR позволяет моделировать опыт использования продукта в виртуальной среде. С помощью AR/VR покупатель может «испытать» путешествие в Белиз или совершить визуальный осмотр дома на пляже в Майами. Покупатель может виртуально «примерить» свитер или увидеть, как будет выглядеть новый обеденный стол в его доме.

Все эти сценарии уже работают и приносят доход на рынках электронной коммерции, где покупателям важно ощутить, каково это — владеть или пользоваться чем-то, что они физически не могут увидеть или потрогать. Ценностное предложение по использованию AR/VR в розничной торговле становится еще более выгодным, поскольку компаниям не нужно инвестировать в специальное оборудование. Вместо этого покупатели могут использовать AR/VR на обычных домашних компьютерах и мобильных устройствах.

Разработка новых продуктов — еще одна область, где компании внедряют AR/VR. Создание физических прототипов новых продуктов, которые могут не заработать, отнимает много времени и средств. Если дизайн новых продуктов можно создавать с помощью 3D-моделирования и AR/VR, инвестиции в технологию могут себя оправдать.

Тенденции развития AR/VR

Заглядывая в будущее, можно предположить, что использование AR/VR будет расширяться в тех областях, где оно уже набирает обороты: образование/обучение, розничные продажи и разработка продуктов.

Кроме того, есть три тенденции AR/VR, на которые CIO следует обратить внимание:

  • Облачные AR/VR. Пользователь может надеть беспроводную гарнитуру и использовать AR/VR из облака, если вычислительные требования приложения не слишком интенсивны. В большинстве случаев по такому сценарию могут работать AR/VR для образования и обучения, хотя может потребоваться инвестировать в бóльшую пропускную способность.
  • Улучшенная эргономика для пользователей. Головные гарнитуры AR/VR громоздки и неудобны. Поставщики знают об этом и работают над созданием более удобных и «бесшнуровых» гарнитур, которые обеспечивают пользователям лучшую эргономику. Более легкое и адаптируемое оборудование также может привести к снижению стоимости.
  • Упор на безопасность и управление. В прошлом поставщики AR/VR не уделяли особого внимания вопросам безопасности и управления, но в будущем они будут уделять этому внимание, поскольку корпоративные клиенты будут требовать этого, а корпоративный рынок слишком велик, чтобы его игнорировать.

Подведение итогов

Хотя сегодня технологии AR/VR не занимают центральное место в технологических дискуссиях, в будущем они могут стать для компаний способом упростить обучение и тренинги, улучшить разработку новых продуктов и сократить время их вывода на рынок, увеличить доходы от розничной торговли и даже смоделировать сценарии. Например, их можно использовать для оперативного восстановления после катастрофы в смоделированном сценарии.

AR/VR — это не самые горячие технологии, но, тем не менее, они должны быть включены в стратегические ИТ-планы, поскольку являются логическим продолжением более широкой корпоративной виртуализации. Кроме того, они могут избавить от ряда постоянных болевых точек, с которыми продолжают бороться компании.