Пришло время оценить, насколько разрабатываемые приложения полезны для бизнеса, пишет на портале InformationWeek Мэри Шеклет, президент консалтинговой компании Transworld Data.

Приложения разрабатываются и устанавливаются, но немногие компании оценивают их на предмет истинной «полезности». Не пора ли задуматься о способности приложений приносить ощутимую и оптимизированную пользу конечному бизнесу?

Некоторые характеристики ощутимой, оптимизированной ценности приложения, определяются по ответам на следующие вопросы:

  • Легко ли пользоваться приложением?
  • Работает ли приложение стабильно хорошо, с минимальной потребностью в обслуживании?
  • Вся ли функциональность приложения используется полностью?
  • Какие измеримые преимущества дает приложение бизнесу?
  • Масштабируемо ли приложение?

Я встречалась с сотрудниками ИТ-отделов и задавала им эти вопросы о полезности приложений. Я не могу вспомнить ни одного из них, кто бы сказал мне, что проверяет полезность помимо того, чтобы убедиться, что в пользовательских интерфейсах приложений присутствуют удобство и простота навигации. В меньшей степени они обращают внимание на то, сколько раз приложение требовало исправления или обслуживания.

Действительно ли полезность имеет значение?

Почти каждое новое развернутое ИТ-приложение обладает утилитарностью, применимостью и некоторой практической ценностью, но разве это все аспекты полезности?

Вот пример из реальной жизни. У медицинской компании есть очень удобный веб-портал, который предоставляет клиентам возможность самообслуживания. Клиенты заполняют свои имена, номера телефонов, адреса электронной почты и физические адреса для подтверждения личности и проверки почты/кредитной карты. Однако это приложение не учитывает, что есть сельские и некоторые городские клиенты, которые получают почту в абонентском ящике, а не по физическому адресу. Таким клиентам необходимо указывать в анкете два адреса. Для таких клиентов нет возможности работать с онлайн-приложением, и им приходится звонить человеку, потому что приложение не может справиться с исключением.

Есть и другие ситуации, например, отчет по финансовой аналитике, который должен проверять все сценарии риска с детализацией до мелочей. Однако это делается лишь частично, чтобы получить картину на высшем уровне. Или автоматизация рабочего процесса на складе, которая должна обеспечивать 30%-ную экономию человеческого труда, но не приносит пользы бизнесу, поскольку не способна решать особые задачи по обработке грузов, и в дело приходится вступать человеку.

Большинство CIO сталкивались с подобными примерами в своих компаниях. К сожалению, суровые реалии тяжелых ИТ-нагрузок заставляют рассматривать идею истинной полезности приложений скорее как стремление, чем как практику.

Однако, несмотря на это, существует несколько практических шагов, которые могут предпринять организации.

Обеспечение полезности разрабатываемых приложений

Чтобы повысить полезность приложений без существенного увеличения затрат и рабочего времени ИТ-специалистов и пользовательской части бизнеса, можно предпринять пять простых шагов:

1. Разберитесь, что собой представляет бизнес — сегодня и в будущем. Обычно в проектах определяют бизнес-метрики, которые должно обеспечивать приложение, а затем измеряют отличие производительности после запуска приложения в производство от ожидаемого. Эта показательная обратная связь дает представление о том, насколько хорошо приложение обеспечивает обещанную ценность для бизнеса.

Однако, выйдя за рамки этих метрик, вы можете добиться большей полезности приложения для бизнеса, если убедитесь, что старшие разработчики, бизнес-аналитики и участвующие в проекте пользователи хорошо разбираются в специфике бизнеса, для которого разрабатывается приложение. Они должны не только понимать стратегии и болевые точки бизнеса на сегодняшний день, но и прогнозировать, какими будут стратегии и болевые точки бизнеса в будущем.

ИТ-отдел может добиться двух важных результатов, если в процессе разработки приложений будет уделять особое внимание бизнес-мышлению:

  • приложение будет в высшей степени актуальным и отвечающим потребностям бизнеса сегодня;
  • приложение будет создано таким образом, чтобы его можно было расширить или масштабировать для будущих ожидаемых потребностей, что продлит срок его службы.

2. Поучитесь у своей службы поддержки и центра обслуживания клиентов. Заявки и запросы на обслуживание и усовершенствование, поступающие в ИТ-службу поддержки от пользователей, а также отзывы и результаты опросов клиентов, которые получают сотрудники центра обслуживания клиентов, могут дать ИТ-специалистам и пользователям информацию о том, где находятся болевые точки организации и происходят сбои в процессах, и как новые приложения могут устранить эти болевые точки.

Идея заключается в том, чтобы привлекать данные ИТ-службы и службы поддержки клиентов к начальным совещаниям по разработке приложений, чтобы извлеченные уроки можно было включать в предварительную разработку приложений. Таким образом можно снизить риск повторения болевых точек и сбоев в процессах и повысить полезность.

3. Регулярно встречайтесь с руководителями среднего звена. Менеджеры среднего звена — это движущая сила ежедневных операций. Они работают на земле, знают внутреннее устройство бизнеса и знают, где приложения подводили их в прошлом. Руководители ИТ-отделов должны регулярно встречаться с этими менеджерами и налаживать с ними хорошие рабочие отношения. Это укрепляет дух сотрудничества и повышает уровень знаний о бизнесе и ИТ.

4. Включите обучение в планы проектов. Обучение следует проектировать и переопределять как QA-функцию. Если обучение будет проведено, а затем пользователи будут протестированы на предмет того, насколько хорошо они усвоили и могут выполнять весь функционал приложения, ценность для бизнеса и полезность приложения возрастут.

5. При разработке сделайте упор на упрощение рабочих процессов и приложений. Критическое мышление и базовые навыки понимания снижаются, и компании это чувствуют. Это еще одна причина упростить приложения, а также бизнес-процессы, которые они обеспечивают.

Приложения внедряются быстрее, если пользователи понимают и чувствуют себя уверенно при их использовании. Чем быстрее приложения будут освоены, тем быстрее они начнут приносить дивиденды бизнесу.