В этом году промышленный сектор оказался в авангарде внедрения российских технологий, обеспечивающих непрерывность бизнеса и формирующих фундамент будущего развития. Отрадно, что такие предприятия не просто поверили в потенциал российских разработчиков и поставщиков, но и проявили определенную волю и профессионализм, сделав выбор в пользу отечественных компаний.
Пока идут споры о том, насколько отечественные поставщики способны сделать реально классный продукт, отвечающий насущным потребностям экономики, гиганты российской промышленности не на словах, а на деле переходят на отечественные платформы. И делают это успешно. С одной стороны, они выполняют задачу по подлинному импортозамещению, а с другой стороны — не «делают ставки», а разумно имплементируют «наши» технологии, обеспечивающие их надежную и стабильную производственную деятельность.
В последние годы обсуждение того, как должно быть организовано и как реально воплощается в жизнь импортозамещение, уже набило оскомину. Разговоры — разговорами, но у крупных предприятий, вносящих серьезный вклад в российскую экономику, есть задача добиться собственного ускоренного развития, обеспечивая тем самым нужды потребителей. И в этом процессе, конечно, одну из ключевых ролей должны играть поставщики industrial-grade технологий.
Дело в том, что любое крупное, а тем более территориально-распределенное, промышленное предприятие имеет дело с огромным количеством бизнес-процессов, обширным информационным наполнением производственных функций и просто вынуждено поддерживать бесперебойные сквозные информационные потоки. Золотым стандартом во всем мире здесь является корпоративная интеграционная сервисная шина (ESB), а в последние годы — ее комбинация с элементами микросервисной архитектуры. Казалось бы, с уходом западных поставщиков российские ИТ-решения такого класса появятся очень нескоро. Но случилось наоборот: оказалось, что в стране, несмотря на все сложности, есть высокопрофессиональные команды, способные не просто заместить импорт, а дать российскому бизнесу так нужный ему продукт — со всей требуемой функциональностью, высоким потенциалом развития, надежной технической поддержкой и, главное, уже развернувшие свои продукты и технологии на реально работающих российских предприятиях. Пожалуй, именно такой комплексный подход может служить сегодня настоящей best practice при внедрении практически на любых производственных предприятиях, в телекоме, финансах, транспорте, логистике.
Очевидно, что для любого предприятия, где используется множество (зачастую разрозненных или отчасти устаревших) прикладных решений и сервисов, выбор правильной архитектуры интеграции критически важен: хаос и зоопарк здесь недопустимы, а бизнес-процессы, которые на любом предприятии могут изменяться очень быстро, требуют соответствующего отражения в ИТ-системах. С одной стороны, хорошо, что значимость ESB-архитектуры как основы для решения интеграционных задач доказывать уже никому не надо, но с другой, плохо, что в ситуации, когда крупным организациям необходимо одновременно обеспечивать непрерывность бизнеса, реализовывать политику импортозамещения и выдавать «на-гора» значимый результат, бизнес оказывается в зоне технологической неопределенности, по сути — ложного выбора. Вот на что нужно обращать внимание на самом деле: ESB отвечает за бесперебойную работу бизнес-процессов и информационных потоков, тогда как микросервисы — поддерживают ESB в этой работе. Поэтому противопоставление «или одно — или другое» делается людьми, которые либо не до конца разобрались в вопросе, либо хотят быстро «протолкнуть» свое решение, не сильно задумываясь о перспективе. Поясним.
Микросервисы полезны и необходимы. Они разбивают приложения на небольшие независимые компоненты, предлагают гибкость и масштабируемость, помогают работать с внешними системами, но сами по себе они никоим образом не могут служить системообразующим компонентом интеграции разрозненных, и, тем более, унаследованных разношерстных систем и ИТ-сервисов и могут создать новые сложности, если не управлять ими централизованно. ESB же, напротив, представляют собой фундамент, на котором строится интеграция любых унаследованных и вновь создаваемых приложений и сервисов, где каждый процесс и субъект коммуницируют друг с другом, в результате чего появляется единая бизнес-среда с устойчивой обратной связью и высоким уровнем управляемости.
Опыт показывает, что санкционное давление, риски параллельного импорта и отсутствие стабильной технической поддержки зарубежных продуктов вынуждают российские предприятия делать выбор: продолжать использовать устаревшее иностранное ПО с непредсказуемыми последствиями или переходить на отечественные решения, тестировать их, внедрять и развивать. На российском рынке существует огромная потребность в интеграционных решениях корпоративного класса, и, хотя предложений уровня enterprise действительно немного, но они есть. Эти решения уже доказали свою эффективность, и именно их необходимо использовать. В текущих реалиях крупные проекты, значимые для экономики и импортозамещения, должны опираться именно на такие системы. Возможности для этого существуют, и их игнорирование выглядит неоправданным как со стороны разработчиков, обеспечивающих конечный результат, так и со стороны предприятий, стремящихся к нему.