Компания VolgaBlob, поставщик комплексных решений по кибербезопасности и мониторингу, провела опрос, посвященный решению задач, связанных с оценкой эффективности работы сотрудников и структурных подразделений организаций в условиях режима удаленной работы.
Переход бизнеса на режим удаленной работы поставил перед многими компаниями серьезную проблему, связанную с продолжением отслеживания эффективности работы сотрудников, структурных подразделений и предприятий в целом. Она вызвана как техническими сложностями, связанными с организацией удаленной работы, так и ментальными особенностями — изменением отношения многих сотрудников к работе в условиях «домашнего офиса». Экстремальные условия, в которых оказались сегодня все предприятия, делают особенно востребованными специализированные решения. Они позволяют не только вести мониторинг бизнес-процессов, но и оперативно изменять критерии оценки ситуации в зависимости от складывающейся обстановки.
Специалисты компании VolgaBlob стремились составить объективную картину, раскрывающую текущее положение дел с процессом отслеживания эффективности. Опрос показывает, насколько прозрачна работа сотрудников в компаниях-респондентах, актуальность автоматизации бизнес-процессов и какие средства используются для мониторинга и оценки эффективности работы.
Исследование проводилось в апреле 2020 года путем опроса руководителей и менеджеров ИТ/ИБ-подразделений 69 компаний, работающих во всех основных отраслях экономики: финансовом секторе, промышленности, топливно-энергетическом секторе, ритейле, сфере высоких технологий, а также среди представителей государственных учреждений.
Несмотря на сложности, связанные с переходом персонала в «домашние офисы», компании-респонденты в целом высоко оценивают степень прозрачности работы своих сотрудников в удаленном режиме.
Более 85% опрошенных оценили степень прозрачности удалённой работы сотрудников как высокую и среднюю. Компании с высокой оценкой прозрачности подчеркнули, что для отслеживания они используют набор формальных параметров оценки эффективности. Компании же, оценившие степень прозрачности, как среднюю, предпочитают оценивать эффективность по косвенным признакам.
Еще 9% компаний сообщили, что не в состоянии разобраться с данными, по которым ведется отслеживание эффективности, и только три респондента отметили, что в их компаниях отслеживание не ведется из опасений снизить мотивацию сотрудников контролем их работы.
Опрос показал, что для оценки эффективности труда работников большинство компаний используют разработанные формальные процедуры.
В 49% компаний для этого используются внедренные KPI/SLA, показатели которых оперативно отслеживаются, еще 21% компаний имеет разработанные процедуры оценки эффективности, но использует их ограниченно из-за отсутствия методики применения. В 20% компаний, участвовавших в опросе, оценка эффективности труда сотрудников проводится по субъективным критериям, на неформальном уровне, и только два респондента отметили, что их сотрудники оценивают собственную эффективность самостоятельно, в рамках периодических аттестаций.
При этом 32% компаний подтвердило, что в текущих условиях у них часто меняются бизнес-процессы и еще 26%, что они превентивно их модифицируют. Системы оценки соответствия на базе расчета KPI/SLA находятся под большим давлением: для их корректной работы нужны актуализированные показатели, которые не всегда возможно оперативно адаптировать.
У 61% компаний, оценивающих уровень прозрачности удаленной работы на хорошо и отлично, может возникнуть ситуация, при которой они потеряют доверие к собранным цифрам, т.к. эти цифры будут отражать степень соответствия устаревшим KPI.
В условиях, когда скорость реакции бизнеса определяет его способность выживать в агрессивной кризисной среде, решение по оценке операционной эффективности деятельности является мощным инструментом, открывающим глаза на текущую картину происходящего
В большинстве компаний стремятся автоматизировать процесс контроля эффективности работы своих сотрудников.
37% участников опроса отметили, что для их компаний актуально использование средств автоматического контроля эффективности сотрудников на всех уровнях: для каждого сотрудника, каждого подразделения и предприятия в целом. Еще в 20% компаний идет разработка методологии оценки, после чего планируется приступить к автоматизации отслеживания и оценки, 9% респондентов отметили, что к автоматизации планируется приступить после завершения модернизации бизнес-процессов.
При этом 31% компаний-респондентов ответили, что считают задачу автоматизации не актуальной либо в связи с недостаточным уровнем организационного развития, либо в связи с недостатком средств для внедрения необходимых решений.
Вместе с тем, к идее тотального мониторинга работы своих сотрудников при помощи специальных решений участники опроса в целом относятся скептически.
О том, что они готовы вести такой мониторинг всеми доступными средствами, заявило только 16% респондентов. 25% респондентов считают актуальным ограниченный мониторинг, результатов которого будет достаточно для понимания общей картины происходящего в компании. Примерно такое же количество респондентов, 24%, считают, что для них важно сохранить психологическое спокойствие своих сотрудников, который мониторинг работы может напугать. Большинство же участников исследования, 32% компаний-респондентов во главу угла ставят результат, а не процесс. Такие компании используют системы оценки соответствия на базе расчета KPI/SLA.
«Наш опрос подтвердил высокую востребованность технических решений, позволяющих осуществлять автоматизированную оценку операционной эффективности организации в целом и отдельных сотрудников в частности. Переход бизнеса на удалёнку затруднил решение этой задачи, и одновременно с этим повысил приоритет и срочность её решения. В программном комплексе Smart Monitor мы предлагаем решать задачу автоматизированной оценки эффективности за счет профилирования действий сотрудников. Мы формируем „цифровой пульс“ корпоративной активности на базе уже имеющихся в ИТ-инфраструктуре машинных данных (логов), и производим расчёт эффективности подразделений или бизнес-процессов не только „сверху вниз“ (от целей к показателям), но и „снизу-вверх“ (за счет сбора реальной картины по каждому сотруднику).», — подчеркнул Александр Скакунов, генеральный директор VolgaBlob.