В середине 2018 г. в России начала работу Единая биометрическая система (ЕБС), которая открывает новые возможности для удаленной идентификации клиентов и дистанционного управления услугами. Первым эту платформу начал осваивать банковский сектор: в начале нынешнего года к ЕБС присоединилось более 150 банков, работающих в 450 городах России. Ожидается, что такие технологии со временем могут прийти и в другие сферы экономики.
Как заявил на открытом заседании «Клуба директоров по науке и инновациям» (iR&Dclub), в работе которого участвовали представители более 120 организаций, директор по цифровой идентичности Ростелекома Иван Беров, ЕБС является ключом к цифровой трансформации бизнеса и государства.
ЕБС — это цифровая платформа для удаленной биометрической идентификации, которая позволяет предоставлять новые цифровые коммерческие и государственные услуги для граждан в любое время и в любом месте. Система создана по инициативе ЦБ РФ и Минкомсвязи, а Ростелеком является ее разработчиком и оператором ЕБС. В 2017 г. компания инвестировала в создание биометрической системы около 250 млн. руб. Еще 1,5 млрд. руб. планируется вложить в ее развитие в ближайшие пять лет.
Драйвером для создания ЕБС стала госпрограмма «Цифровая экономика РФ»: создание надежных и безопасных цифровых платформ и услуг для доверенного взаимодействия — одна из приоритетных государственных задач в рамках трансформации экономики.
Решить ее помогает биометрия как уникальный ключ, который крайне сложно подделать. Данные, которые банк передает в систему ’’Ключ Ростелеком«, зашифрованы, надежно защищены в соответствии с требованиями закона о персональных данных и размещены в защищенной базе данных оператора. Основными принципами создания ЕБС стали мультимодальность и мультивендорность. Мультимодальность выражается в том, что ЕБС обрабатывает два типа биометрии — голос и лицо, причем не по отдельности, а вместе. Две модальности позволяют определить живого человека, а не имитацию его биометрии в цифровом канале.
Лицо и голос — самые доступные и распространенные биометрические технологии на сегодняшний момент. Идентификация по рисунку вен, сетчатке глаза или отпечатку пальцев требует наличия специального считывающего оборудования, недоступного в массовом сегменте. Но доступность технологий на сегодняшний день не является ограничивающим фактором для их применения в будущем. Архитектура созданной системы позволяет добавлять и другие модальности.
Что касается мультивендорности, то к участию в проекте были привлечены ведущие российские разработчики в области биометрии, их программные продукты по результатам независимых международных тестов занимают призовые места. В рамках каждой модальности ЕБС работает с технологиями нескольких вендоров. Лучшие технологии выбираются на основе открытого тестирования по методике, разработанной Русским биометрическим обществом.
Разработчики утверждают, что ЕБС — это открытая платформа, присоединиться к ней могут любые вендоры биометрии и на любом этапе, если качество работы их алгоритмов будет соответствовать заданным критериям.
Необходимо отметить, что применение удаленной биометрической идентификации клиентов в финансовой сфере регламентировано Федеральным законом №
Ростелеком также разработал специальное мобильное приложение для удаленной идентификации граждан. Его запуск завершил создание базовой экосистемы доступа к цифровым услугам с использованием биометрии. «Ключ» позволяет перевести в «цифру» процесс взаимодействия между клиентом и банком, давая возможность проводить банковские операции без личного посещения отделения и без очередей.
Как сообщил Иван Беров, в январе 2019 г., спустя шесть месяцев после запуска, к системе «Ключ Ростелеком» было подключено свыше 150 банков (по данным Минкомсвязи — 170 банков). Она функционирует в 450 городах страны, а общее число филиалов банков, оборудованных в соответствии с требованиями ЕБС, превысило 4 тыс.
Первыми к системе в качестве агентов были подключены «Почта Банк» и «Тинькофф Банк».
«Почта Банк» подключился с 1 июля 2018 г. Кроме того, он первым среди российских банков запустил удаленную идентификацию в интернет-банке, а затем, в октябре 2018 г., также первым запустил эту функцию в мобильном приложении. По состоянию на январь
«ЕБС повысит доступность и удобство пользования банковскими услугами для россиян, — отметил Андрей Шурыгин, руководитель дирекции биометрических технологий „Почта Банка“. — Широкое внедрение биометрической идентификации в будущем позволит банкам существенно снизить издержки на привлечение и обслуживание новых клиентов. Это еще и снижение рисков при идентификации клиента. Плюс также и в том, что банк получает актуальную персональную информацию о гражданине из портала госуслуг».
«Тинькофф Банк» подключился к «Ключ Ростелеком» еще в первый день работы платформы и тогда же зарегистрировал первого клиента. Теперь банк регистрирует клиентов в «Ключе» во всех регионах России, где работают представители банка. По словам представителя финансовой организации, банк полностью завершил интеграцию с ЕБС еще несколько месяцев назад, а в сентябре 2018 г. реализовал процесс удаленного открытия счета с помощью биометрической идентификации.
Сейчас банк занимается отладкой внутренних процессов при удаленном открытии счета, чтобы клиентский путь в новом процессе был максимально удобен. «Тинькофф Банк» также разрабатывает мобильное приложение, которое будет взаимодействовать с приложением Ростелекома, чтобы пользователь мог открывать счета удаленно не только через Интернет.
Наибольших же успехов в сборе биометрических данных клиентов достиг Сбербанк, который в начале нынешнего года рапортовал о том, что ему удалось обеспечить необходимыми технологиями для приема биометрических данных более 2,7 тыс. отделений, что составило 20% от общего числа офисов, обслуживающих физических лиц.