Компания “Ай-Теко” начала продвигать в нашей стране систему Clarity фирмы CA, предназначенную для управления проектами и портфелями проектов (Project & Portfolio Management, PPM). По словам регионального директора CA по России и СНГ Васила Барсакова, формально данное соглашение не эксклюзивное, но фактически является таковым, потому что на отечественном рынке “Ай-Теко” будет единственным партнером по Clarity. Обе компании сотрудничали и раньше, но в других областях. “Мы искали партнера, который будет стратегически развивать сферу управления проектами, готов вкладывать усилия и инвестиции в подготовку специалистов и смотрит на это как на долгосрочную деятельность”, — объяснил Васил Барсаков.
“Ай-Теко” считает это направление перспективным. “Большинство российских компаний уже понимают, что для достижения результатов проектами надо управлять, — сказал Заурбек Алехин, директор отделения “Ай-Теко Бизнес Консалтинг”. — Но управление одним проектом позволяет получить лишь один результат, а поскольку работы обычно ведутся в разных областях, то нужно управлять целым проектным портфелем”.
Именно для этого и предназначена система Clarity, полученная компанией CA в 2005-м в итоге покупки фирмы Niku. Как рассказал Мартин Ашал, технологический директор CA по продажам Clarity в регионе EMEA, главная функция данного продукта — свести воедино информацию по всем реализуемым проектам и представить общую картину того, что происходит на предприятии. Это позволяет решить четыре основные задачи: во-первых, присвоить проектам приоритеты в зависимости от ожидаемого возврата инвестиций; во-вторых, в соответствии с этими приоритетами выделять на отдельные работы ресурсы (людские, финансовые и т. д.); в-третьих, предоставить всем менеджерам доступ к передовому опыту реализации проектов, накопленному отраслью и данным предприятием; наконец, в-четвертых, составлять для руководства организаций четкие и понятные отчеты на основе сведений из единого централизованного источника.
Рынок PPM на подъеме
Спрос на средства управления проектами и портфелями повышается. По оценке аналитической компании Gartner, в 2006-м объем продаж увеличился на 20% и, по прогнозу, до 2011-го будет расти быстрее, чем в среднем весь ИТ-рынок. Аналитики объясняют это тем, что ИТ-бюджет у предприятий остается ограниченным, им приходится тратить его наиболее эффективно, а PPM-системы им в этом помогают. Помимо CA ведущие позиции в этой области занимают компании Microsoft (Project Portfolio Server) и HP, купившая в прошлом году фирму Mercury.
Объясняя этот функционал на примерах, г-н Ашал отметил, что провалы проектов зачастую случаются из-за недостатка опыта у менеджеров, отвечающих за их внедрение. С помощью Clarity предприятие может включить в специальную базу все отраслевые стандарты, а также свои правила и наработки. Когда сотрудник приступит к новой работе, система выдаст ему так называемую “рыбу”, подсказывая, какая структура должна быть у проекта, на какие этапы его следует разбить и каких ресурсов потребует каждый из них, предоставит текстовую документацию. “Таким образом, уже в самом начале менеджер получит эффективный инструмент для выполнения работы, что повысит вероятность ее успешного выполнения”, — заявил Мартин Ашал.
Система Clarity является комплексной. Она состоит из трех основных модулей, предназначенных для управления проектами (Project Management), портфелями проектов (Portfolio Management) и требованиями (Demand Management). Первый подсказывает, как правильно сделать проект, второй помогает оптимизировать работу с несколькими проектами и разобраться с очередностью их выполнения, а третий — учесть текущие потребности компании, проанализировать их по ряду параметров и выбрать для реализации те из них, которые наилучшим образом соответствуют ее деловой и маркетинговой стратегии. Эти модули можно приобретать по отдельности, однако сначала необходимо с помощью консультантов оценить бизнес-процессы компании и построить модель внедрения Сlarity.
Такие услуги и будет предлагать “Ай-Теко”. Но поскольку эта компания является также партнером HP и Microsoft, то возникает вопрос, не распыляет ли она усилия, продвигая PPM-технологии трех вендоров. Заурбек Алехин так не считает: “Распыления не происходит, так как наша сила -- в знании бизнес-процессов, а с помощью каких систем их реализовывать, это вопрос второстепенный. Поддержку с точки зрения технологии нам оказывает СА”.
Следует отметить, что CA начала сотрудничать с системными интеграторами меньше года назад. “Раньше мы работали с крупными заказчиками напрямую, а теперь имеем с ними дело только через партнеров, — рассказал Васил Барсаков. — В настоящее время взаимодействуем с пятью системными интеграторами”.
Одновременно меняется отношение CA и к российскому рынку. По словам г-на Барсакова, прежде руководство не обращало особого внимания на нашу страну, что привело к ряду ошибок. Всё изменилось полтора года назад, и в 2007-м инвестиции в московский офис увеличились вчетверо по сравнению с 2006-м. Сейчас бизнес CA в России по разным показателям растет на 25--50% в год. “Но доля рынка здесь еще далека от той, которую мы имеем на Западе”, — с сожалением отметил Васил Барсаков.