Несмотря на то что вопрос организации предоставления госуслуг населению через систему “одного окна” муссируется давно и интенсивно, в рядах специалистов, тем или иным образом имеющих отношение к данной проблеме, единства нет до сих пор. Существует как минимум три подхода к созданию подобных систем, но при ближайшем рассмотрении одни оказываются менее жизнеспособными, чем другие.
Есть много примеров, когда за службу “одного окна” выдается посредническое предприятие. Гражданин действительно посещает эту организацию дважды — один раз, когда сдает документы и выдает нотариальную доверенность, второй — когда получает нужную справку. Но внутренняя организация процесса при применении такой формы “окна” ни на йоту не улучшается. Разница лишь в том, что вместо гражданина многочисленные промежуточные справки собирают представители этой службы, которые получили с заявителя дополнительные деньги за услугу. То, что фирма-посредник в данном случае является государственным предприятием, не играет принципиальной роли. Случается даже, что организаторы такого бутафорского “одного окна” сетуют, что их представители вынуждены сидеть в очередях на общих основаниях.
ГИС и “одно окно”
В настоящее время активно продвигается идея, что без ГИС систему “одного окна” не построишь. В частности, на Четвертой всероссийской конференции “Опыт реализации принципа “одного окна” и создания комплексных геоинформационных систем управления территориями и корпорациями”, прошедшей с 18 по 20 сентября в префектуре Зеленоградского административного округа Москвы и организованной московским Департаментом территориальных органов исполнительной власти, ГИС-Ассоциацией России и НП РИТИР, обсуждался именно этот вопрос. Очевидно, что пространственные данные — важная составляющая процессов оформления документов на домовладения, земельные участки и иные объекты недвижимости либо разрешений на строительство. Тем не менее представляется, что внедрение и использование ГИС — это частная проблема, стоящая далеко позади такой глобальной задачи, как организация межведомственного электронного документооборота. При всей значимости заявленной темы ставить во главу угла и выносить в титул конференции об “одном окне” вопрос создания пространственных данных и обмена ими несколько преждевременно. В резолюции конференции, к слову, совершенно справедливо сказано, что главной задачей организации служб “одного окна” является формирование единого защищенного информационного пространства страны с унифицированными базовыми идентификационными данными о гражданах, юридических лицах и пространственных объектах. При всей весомости пространственных объектов они тем не менее справедливо упомянуты последними. Другими словами, до того, как служба “одного окна” сможет полноценно использовать и картографические данные, нужно решить множество других вопросов, и в первую очередь по созданию системы электронного документооборота. Очевидно, что никакая ГИС в качестве основы для формирования СЭД использоваться не может, у нее другие задачи. В то же время именно построение СЭД — основное содержание проекта по формированию служб “одного окна”. Положительные примеры
В идеале “одно окно” представляет собой рабочее место специалиста, который, получив от заявителя пакет документов, тут же направляет информационные запросы в смежные отделы организации, в течение нескольких минут получает ответы, печатает необходимую справку и в готовом виде выдает ее заявителю. Первые шаги на пути к воплощению такой системы кое-где уже сделаны. В частности, в Зеленограде в ходе упомянутой выше конференции, сопровождавшейся выставкой, демонстрировалась система, внедренная в Зеленоградском административном округе в рамках эксперимента, проводившегося также на территории Юго-Западного и Юго-Восточного АО. Это решение, созданное ИТ-отделом префектуры Зеленограда совместно с компанией “Энвижн Груп”, позволяет направлять запросы в смежные организации и получать информацию из их БД, причем время обработки запроса не превышает нескольких десятков секунд. Таким образом, быстрота выдачи некоторых справок снизилась до одного дня. Проект действительно впечатляет. В то же время в приватной беседе один из создателей решения посетовал, что полностью автоматизировать пока удалось только два регламента, обеспечивающих выдачу гражданам и организациям документов 66 типов. Создан также контакт-центр, отвечающий на вопросы о функционировании “одного окна”. Запись на прием осуществляется, в частности, и по Интернету. При этом одной из проблем, сдерживающей расширение системы, является нежелание некоторых организаций предоставлять для пользования свои базы. К таковым, в частности, относится ЗАГС. Следовательно, если гражданину, которому нужно получить справку, требуется документ из ЗАГСа, ему неизбежно придется идти туда лично.
Приведенный пример показывает, что технологически вопрос создания распределенной СЭД — задача вполне решаемая, и это подтверждается бессчетным множеством корпоративных приложений, объединяющих данные различных типов из разных источников. Главная проблема тут — организационная. Уж больно много источников надо объединить. Их владельцы руководствуются собственными интересами, и многое зависит от их доброй воли. Таким образом, основных задач в области реализации идеи “одного окна” две: создание нормативных актов федерального уровня, обязывающих “делиться” информацией, и внедрение ЭЦП.
В целом стремление свести к минимуму общение граждан страны с государственными органами, используя для этого систему “одного окна”, — начинание, безусловно, благое. И какие бы трудности ни подстерегали страну на этом пути, процесс уже не остановить. Ожидается, в частности, что к 2010 г. в Москве появится 133 центра обслуживания населения по принципу “одного окна”. В настоящее время проводится разработка городской целевой программы по созданию окружных и районных центров обслуживания населения и организаций такого типа.