Одной из главных тем обсуждения на ежегодном Broadband World Forum Europe, который в конце первой декады октября состоялся в Берлине, стало позиционирование сетей третьего поколения (3G) на развивающихся рынках, к каковым, по крайней мере пока, относится и наша страна.
Мои собеседники, представлявшие европейские офисы крупных производителей телекоммуникационного оборудования, узнав, что я из России, с интересом спрашивали меня, что делают наши операторы связи для того, чтобы привлечь к себе целевую аудиторию пользователей беспроводных широкополосных решений — корпоративных клиентов. Выясняется, что это наиболее перспективная категория абонентов в тех европейских сетях, которые уже перешли на UMTS (Universal Mobile Telecommunications Systems)— они потребляют более 80% сервисов 3G-сетей у таких операторов, как T-mobile, Vodafone, Telefonica и т. д.
При этом основной пул услуг, интересных таким пользователям, весьма прост: скоростной доступ в Интернет, VPN-доступ, доставка электронной почты с использованием push-технологии (причем необязательно с помощью сервиса BlackBerry — хватает аналогов для коммуникаторов и смартфонов), защита канала межсетевым экраном, предоставление публичного статического IP-адреса и, конечно, возможность управления своими сервисами в режиме реального времени через развитый мобильный портал, который является агрегатором всех электронных сообщений, поступающих в адрес пользователя. Таким образом, оператор только грамотно переносит уже существующие в его сети услуги на более скоростные каналы, значительно увеличивая в результате потребление этих услуг без “заигрываний” с массовым рынком, т. е. без продвижения “модных” сервисов типа мобильного ТВ, цифрового радио или видеозвонков, имеющих сомнительную коммерческую ценность.
Фактически на первом этапе внедрения сетей следующего поколения частные пользователи не так уж и нужны операторам, чтобы не создавать избыточную нагрузку на сеть и не инвестировать значительные средства в базу новых или адаптированных контент-сервисов.
Для работы с сетями 3G корпоративным пользователям понадобятся главным образом мобильные модемы как дополнение к своим ноутбукам, в которые редко встраиваются модули для связи по сотовым сетям (в положительную сторону в этом отношении отличается только компания Fujitsu Siemens). Именно такие “связки” мобильного офиса уже популярны в Западной Европе, а во второй половине 2008-го они появятся и в России. Причем рынок меняет свою конфигурацию: PCMCIA-карты, господствовавшие на рынке корпоративных “подключенцев” в последние три-четыре года (порт такого стандарта есть в любом современном ноутбуке) постепенно сдают позиции миниатюрным и более функциональным USB-устройствам, продажи которых растут. Основные компании, работающие в этой сфере, — Huawei, Novotel и Options -- в общей сложности контролируют порядка 90% европейского рынка, который на конец 2007 г. оценивался ими в 2 млн. устройств. Пока в европейских масштабах, по мнению аналитиков, его размеры составляют 35--40 млн. долл. в год (при этом темпы роста за 2007 г. близки к 100%).
Как отмечают представители компании Huawei, USB-модем для сетей UMTS с поддержкой скоростного протокола HSDPA владелец может постоянно носить с собой. Драйверы для их работы будут устанавливаться автоматически из их собственной памяти при подключении к компьютеру, как и у всех Plug&Play-устройств. После установки такого модема UMPC (Ultra Mobile PC) ноутбук или домашний компьютер автоматически получает доступ к скоростной сети. Причем наполнение этих продуктов меняется: на рубеже 2007--2008 гг., согласно прогнозам экспертов, наиболее популярным станет USB-модем с поддержкой EDGE и UMTS, на котором будут размещаться флэш-память (от 2 Гб), ПО для VoIP-телефона (возможно, модем будет иметь разъемы для наушников и микрофона), а также программа интернет-пейджинга (к примеру, QIP). Таким образом, при каждой загрузке управляющее ПО устанавливает связь с Интернетом и загружает коммуникационные программы пользователя с предустановленными учетными данными. И всё это — по цене около 200 евро.
Надо отметить, что большинство подобных терминалов будут кастомизированными (привязанными к конкретному оператору связи). Судя по заявлением руководства “ВымпелКома” и “МегаФона”, операторам мобильной связи в России придется принять европейскую модель взаимодействия с клиентами, предложив им привлекательное устройство по небольшой цене в обмен на двух-трехлетний контракт на свои услуги. С корпоративными пользователями это будет выражено еще более явно: массовые закупки позволят вендорам предложить низкие цены на абонентские мобильные модемы.