Cisco Systems стремится изменить представление о себе как о сетевом технологическом вендоре и занять позиции лидера ИТ-индустрии, развивающего сеть как платформу для всех типов приложений и сервисов. Поэтому неудивительно, что ежегодно на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы компания расходует 4,5 млрд. долл., что больше, чем тратит на эти же цели любая другая фирма в отрасли.
О том, какое место занимает стратегия интеллектуальной информационной сети (IIN) в современной политике компании научному редактору журнала PC Week Валерию Васильеву рассказал Аксель Клауберг, директор Cisco Systems по консалтингу в области передовых технологий на развивающихся рынках.
PC Week: Каковы маркетинговые и технологические предпосылки разработки концепции интеллектуальной информационной сети?
Аксель Клауберг: В свое время мы обратили внимание на процесс смещения интеллекта в ИТ-инфраструктуре в сторону информационной сети. Появилось много сервисов, использование которых в долгосрочной перспективе было разумно объединить и оптимизировать за счет сети. Среди прочих мы выделили такие услуги, как предоставление видеоинформации, аудиосервисы, многоадресная передача по IP и др. Можно сказать, что IIN стала для нас первым этапом реализации на рынке наших новых идей.
PC Week: Из каких базовых компонентов вы начали строить стратегию IIN и на чем она основывается сегодня?
А. К.: Наши исследования базируются на фундаментальных технологиях. Поэтому под зонтиком стратегии IIN продвигаются и те, что к началу ее развертывания уже существовали. Но если обратиться, скажем, к поддержке унифицированных коммуникаций или бизнес-приложений в сетях (это, например, ERP, CRM, передача по сети XML-сообщений), то таких сетевых сервисов, когда мы стартовали с IIN, не было вовсе. Таким образом, IIN объединяет как существовавшие, так и новые технологии.
Как маркетинговый инструмент IIN появилась пару лет назад. Чтобы лучше представить себе, из каких “кирпичиков” она строится, нужно привязать ее к некоторой архитектуре. Архитектура для реализации IIN называется SONA — Service Oriented Network Architecture.
Нижний уровень SONA отражает организацию механизма сетевого доступа, такого, который обычно реализовывался в сетях кампусов, филиальных ЛВС компаний, в центрах обработки данных (ЦОД). Уровнем выше располагаются интеллектуальные сервисы. В качестве важнейших “кирпичиков” этого уровня назову безопасность. Если же говорить об унифицированных коммуникациях, на которых мы сосредоточены сегодня, то “кирпичиком” уровня интеллектуальных сервисов для них будет управление вызовами. Здесь же располагаются технологии поддержки интеллектуального кэширования. Еще выше в иерархии SONA располагаются приложения для совместной работы, а также такие системы, как ERP.
Не всё из названного разрабатывается в Cisco. Наша партнерская программа объединяет 35 тысяч фирм. Так, на верхнем уровне SONA мы тесно сотрудничаем с разработчиками приложений, среди которых известная компания SAP.
Замечу, однако, что не стоит выхватывать из сети отдельные компоненты — ее следует рассматривать комплексно. Подобный подход и реализуется в стратегии IIN, и такая же идея заложена в нашей новой маркетинговой кампании Human Network, которая отражает появление в сети по мере ее развития интеллектуальных услуг, поддерживающих приложения для совместной работы. Важно понять, что архитектура, на которой основано построение сети, сохраняется, а меняем мы маркетинговые акценты в использовании сети.
PC Week: Всякая маркетинговая концепция в итоге должна иметь продуктовое отражение. Какими наиболее важными продуктами наполнены ваши концепции?
А. К.: Если смотреть на архитектуру сети сверху, то сегодня это прежде всего всё, что относится к унифицированным коммуникациям. Другим важным компонентом, на мой взгляд, являются приложения, относящиеся к обеспечению работы ЦОДов. Здесь следует назвать то, что имеет отношение к широкому спектру сервисов приложений, например Cisco ACE XML — технологию доставки защищенных Web-сервисов и управления приложениями XML. И конечно, нужно помнить о продуктах обеспечения безопасности. Без них вся концепция Human Networks окажется неработоспособной, независимо от того, говорим мы о поддержке ЦОДов, организации доступа, процессах агрегации или о чем-то еще.
PC Week: А как в современном развитии стратегии IIN отражены технологии групповой работы и Web 2.0, на которые как на основные на нынешнем этапе развития компании недавно указал председатель совета директоров Cisco Джон Чембер?
А. К.: Чтобы организация нормально функционировала, нужно объединить работу отдельных специалистов и групп. В Cisco для этого среди прочего используют и wiki-технологию. Вот два примера.
Во-первых, эта технология применяется при подаче заявок на разработку новых идей. Wiki делает процесс рассмотрения таких заявок открытым, прозрачным, каждый может дополнить новую заявку своими предложениями, замечаниями. В результате оценка заявки происходит коллегиально.
Другой пример относится к организации совместного доступа к информации моих коллег из сервисной структуры Cisco. Сегодня каждый член их команды имеет доступ к центральному репозиторию сервисного контента для изучения и редактирования. Так мы реализуем возможность участия всех и каждого в повышении качества этого контента.
В настоящее время Cisco оказывает большую поддержку идеи организации совместной работы в территориально распределенной среде. Это важно для нас самих. У нас, например, есть центр НИОКР в Бангалоре, в Индии. Используя возможности технологии телеприсутствия (telepresence), мы экономим ресурсы, сокращаем число дальних поездок без ущерба для результатов работы.
PC Week: Можно ли конкретизировать, как учитываются в ваших концептуальных подходах реальные проблемы делового взаимодействия?
А. К.: Некоторые инструменты совместной работы, например голосовые конференции, известны и используются довольно давно. Но эффективность их оставляла желать много лучшего. Мы пришли к выводу, что причины низкой отдачи от этой технологии заключались в человеческом факторе, в природе нашего восприятия информации. Во время голосовой конференции без видеосигнала у участников быстро рассеивается внимание, они начинают отвлекаться. Но если в общение добавляется видеосоставляющая, пусть это даже видео не самого высокого разрешения, активность людей резко возрастает, при этом они значительно лучше понимают предмет обсуждения.
PC Week: Cisco активно работает на вертикальных рынках. Как сочетаются обобщающие принципы стратегии IIN со спецификой бизнес-процессов в конкретных отраслях?
А. К.: Если обратиться к 90-м годам прошлого века, то можно сказать, что Cisco Systems продавала отдельные сетевые устройства. По сути в ту пору все они были одинаковы, независимо от того, имя какого вендора на них стояло. Традиционный подход вендора состоял в том, чтобы обеспечить продажи оборудования ИТ-департаменту заказчика.
На протяжении нескольких лет мы работали над тем, чтобы изменить такой подход, начать разрабатывать не устройства, а решения, нацеленные на определенные секторы экономики. И сегодня мы уже продаем свои решения, а не устройства, и продаем их не ИТ-департаменту, а бизнес-подразделениям заказчика.
PC Week: Каковы особенности реализации стратегии IIN в России, где экономика переживает пору радикальных перемен?
А. К.: Реализация нашей стратегии IIN на развивающихся рынках не имеет радикальных отличий от других, зрелых рынков. Однако нужно отметить, что порой здесь движение идет опережающими темпами. На развивающихся рынках продвигать новые технологии проще, поскольку люди там более для них открыты. Ведь когда проекты разрабатываются с нуля, ни заказчику, ни исполнителю не приходится думать о наследуемых системах, что значительно упрощает дело. Правда, это не всегда справедливо в России, которую мы всё же относим к более зрелым рынкам. Однако если оценивать состояние конкретных сегментов, например развитие ЦОДов, то вы в этом направлении продвигаетесь очень активно.
PC Week: Благодарю за беседу.