Вряд ли кого-то удивит, что именно сегодня, когда автомобили в России продаются со скоростью горячих пирожков, компания SAP решила выйти на наш рынок со специализированным решением для автодилеров SAP Dealer Business Management. Впрочем, первое и самое простое объяснение в данном случае не совсем верно. Это расширение вертикального решения SAP for Automotive появилось в ассортименте SAP всего два года назад и делает лишь первые шаги не только на отечественном, но и на мировом рынке систем управления предприятием.
Продукт SAP Dealer Business Management был создан на основе вертикального решения, разработанного английской фирмой DCS Automotive, купленной в начале 2005 г. корпорацией SAP. Решение это изначально базировалось на ERP-системе SAP R/3, являясь по сути его функциональным расширением. Как и все системы такого рода, она позволяет автоматизировать специфические для данного вида деятельности бизнес-процессы по продаже автомобилей и их обслуживанию, организации взаимоотношений с клиентами, закупке запчастей, выполнению гарантийных обязательств. В настоящее время заказчикам доступна уже версия 6.0, но как пояснил директор SAP AG по решениям для автомобильной отрасли Маркус Керле, начался отсчет с 5.0, поскольку руководству SAP пришелся по душе пример Microsoft, нумерующей версии своих продуктов по годам предполагаемого выпуска.
Завершенных внедрений SAP Dealer Business Management даже в мировом масштабе пока немного. Одним из наиболее опытных партнеров SAP по этому продукту является швейцарская фирма IMG, осуществившая в 2005 г. первое его развертывание в местной дилерской сети AMAG. После того как IMG вошла в состав известного центральноевропейского системного интегратора S&T, имеющего отделение в Москве, она представлена и в России. По словам старшего консультанта IMG Russia Дмитрия Хатьковского, клиентам среднего масштаба сегодня предлагается преднастроенное решение S&T CARBON, имеющее статус SAP All-in-One. Иными словами, если автодилер согласится подстроить свои бизнес-процессы под те стандарты, что заложены в S&T CARBON, проект обойдется ему существенно дешевле, чем если бы все делалось с нуля. Насколько дешевле, г-н Хатьковский не уточнил, но подтвердил, что экономия будет достигнута, несмотря даже на то, что лицензии S&T CARBON стоят немного дороже, чем SAP Dealer Business Management. По его словам, в данном случае существенно сокращаются сроки внедрения и затраты на услуги консультантов.
Тем не менее первые два проекта по внедрению SAP Dealer Business Management, которые планируется завершить в следующем году, в нашей стране ведет не S&T, а EPAM Systems (в компании АВТОDOM) и Triangle Consulting (в торговом доме "Северсталь-Авто"). В последнем случае выбор продукта, как разъяснил директор по развитию бизнеса ТД "Северсталь-Авто" Иван Ткаченко, в значительной степени объясняется тем, что во всем холдинге ПО SAP является корпоративным стандартом, и при таком выборе формирование консолидированной отчетности не будет представлять для торгового дома никакой проблемы. Несомненные достоинства решения SAP Dealer Business Management - его функциональная полнота и высокая масштабируемость. Отметил г-н Ткаченко и ряд недостатков, которые, по его мнению, связаны с тем, что продукт не разрабатывался в SAP, а был куплен у партнера. В их числе: слабая интеграция с SAP ERP по мастер-данным, логические конфликты между модулями SAP Dealer Business Management CRM и стандартным SAP CRM, недостаточный учет российской специфики в части управления финансами и контроллинга, отсутствие описаний многих стандартных бизнес-процессов, которые бы обобщали передовой мировой опыт в данной области. Ну и конечно же главный недостаток, по мнению г-на Ткаченко, цена. Впрочем, этот "дефект" продуктов SAP, хотя он хорошо всем известен, не мешает множеству заказчиков приобретать и внедрять их на своих предприятиях.