Сегодня практически все операторы связи являются универсальными в том смысле, что вынуждены поддерживать и развивать две разные сетевые инфраструктуры — традиционную телефонную и инновационную IP (по крайней мере в виде широкополосного канала доступа в Интернет). Такую ситуацию вряд ли можно считать благоприятной, и вопрос объединения двух частей в нечто единое сейчас становится одним из главных для мира телекоммуникаций.
Между тем организованный компаниями “МФИ Софт” и CompTek круглый стол на тему “О способах неразрушающей миграции из TDM в IP российских операторов связи” выявил довольно неожиданные результаты: у значительного числа операторов основную головную боль вызывает даже не TDM-оборудование, а аналоговая техника, которой всё еще очень много в российских сетях связи, а также устаревшее законодательство. Например, у компании “Норильск Телеком” соотношение емкости аналоговых и TDM-каналов составляет 50:50, и для нее замена электромеханических АТС на ТDM-коммутаторы является очень актуальной, а вопрос о замене TDM-оборудования пока и не стоит. И так дела обстоят не только в Норильске. Это характерно для всей страны.
Необходимость срочной модернизации сетей закреплена и принятыми нормативными актами. В частности, в декабре 2006 г. Мининформсвязи РФ издало приказ № 142 “Об утверждении и введении в действие российской системы и плана нумерации”, в котором изложены основные принципы нового плана телефонной нумерации и определены этапы его реализации. Согласно этому приказу к концу 2009 г. все операторы обязаны использовать десятизначную нумерацию DEF. На практике это означает, что все местные телефонные станции в стране должны быть полностью цифровизованы, поскольку аналоговое оборудование не может поддерживать функцию DEF.
Новые требования затрагивают главным образом традиционных операторов фиксированной связи, являющихся дочерними фирмами “Связьинвеста”, с их обширной унаследованной аналоговой инфраструктурой. На конец 2006 г. в межрегиональных компаниях “Связьинвеста” были цифровизованы лишь 63% линий, а средний уровень цифровизации телефонной связи составлял 68% в городах и 36% в сельских районах: на балансе у его “дочек” было 11,5 млн. аналоговых линий, модернизацию которых предстоит завершить в 2009-м. При этом 8,5 млн. таких линий находились в городах и 3 млн. в сельской местности.
Если оценить (правда, очень приблизительно) стоимость цифровизации аналоговой линии для городских сетей в 150 долл., а для сельских районов на уровне 250 долл., то совокупные капиталовложения, необходимые для полной модернизации российской инфраструктуры последней мили, составят около 2 млрд. долл. Это больше, чем совокупные капиталовложения семи операторов “Связьинвеста” за 2006 г. (международное агентство Fitch Ratings оценивает их в 1,7 млрд. долл.), при том, что период модернизации сетей фактически сокращается всего лишь до двух лет.
Тем не менее в таких вложениях есть безусловный смысл: в результате модернизации сетей сократятся эксплуатационные расходы операторов, поскольку обслуживание цифровых коммутаторов обходится на 40% дешевле, чем аналоговых, высвободятся значительные площади на предприятиях связи, уменьшится энергопотребление и т. д. Всё это позволяет рассчитывать на то, что инвестиции довольно быстро окупятся.
Итак, в лучшем случае через два года степень цифровизации отечественных сетей будет соответствовать уровню ведущих зарубежных стран начала 90-х годов прошлого века, когда завершалось внедрение EuroISDN в странах ЕС. Но реализовывать это нужно не дедовскими методами, а делая ставку на новейшее оборудование и пропуская промежуточные решения.
А как же с миграцией из TDM в IP? Для традиционных российских операторов, а также для многих ведомственных и корпоративных сетей связи данная проблема, безусловно, важна, но пока имеет отнюдь не первостепенное значение. Сначала надо привести дела в такое состояние, которое позволит перейти на более современные технологии. Вопрос замены TDM станет действительно актуальным тогда, когда сложатся необходимые для этого бизнес-условия, чему, надо сказать, в значительной мере мешает несовершенство законодательства о связи.
Те нормативные документы, требования которых мы должны сегодня соблюдать, являются, образно говоря, бревном на дороге. Не случайно представители отрасли отмечают, что потребности клиентов очень часто не могут быть реализованы в логике наших законов. Современный инфокоммуникационный бизнес при таком подходе убивается на корню, и многие отечественные операторы со временем могут оказаться неконкурентоспособными по отношению к зарубежным.
Пока мы представляем из себя небольшой и достаточно закрытый рынок, и крупным глобальным игрокам он неинтересен. Но рано или поздно ситуация изменится, и тогда российские операторы будут просто скуплены по дешевке, если к этому моменту отрасль останется “стреноженной”. Законодательство как минимум должно не отставать от бизнес-процессов на телекоммуникационном рынке и к тому же в полной мере учитывать не только отечественный, но и мировой опыт.