На днях на правительственном Интернет-портале было опубликовано постановление Правительства РФ от 6 ноября 2007 г. № 758 “О государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий”, утверждающее соответствующее Положение и передающее полномочия на осуществление государственной аккредитации соответствующих ему организаций Федеральному агентству по информационным технологиям.
Данное постановление принято во исполнение пункта 8 статьи 241 Налогового кодекса РФ, где сказано: “Налогоплательщики-организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, уплачивают ЕСН по ставкам, установленным новым пунктом 6 статьи 241 НК РФ. Для таких налогоплательщиков снижено пороговое значение налоговой базы для применения регрессивных ставок ЕСН. Так, если налоговая база физического лица нарастающим итогом с начала года не превышает 75 000 руб., совокупная ставка ЕСН составляет 26%. При размере налоговой базы от 75 001 руб. — 19 500 руб. + 10% суммы, превышающей 75 000 руб. При налоговой базе больше 600 000 руб. в год — 72 000 руб. + 2% суммы, превышающей 600 000 руб.” (www.rnk.ru/article_3012.html)
Чтобы выяснить, кому такое счастье привалило, углубимся в чтение упомянутого выше Положения. Из него следует, что “…государственную аккредитацию вправе получить российская организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности при условии, что данная организация осуществляет разработку и реализацию программ для ЭВМ и баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывает услуги (выполняет работы) по адаптации и модификации программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ и баз данных…”
Интересно, чем это разработка отличается от реализации (в смысле implementation)? Может быть, под реализацией подразумевается поставка программ в торговую сеть? О базах данных на материальных носителях что-то мне вообще давненько не приходилось слышать. Что под этим подразумевает правительство -- загадка. Фраза “по каналам связи” также вызывает много вопросов. Вообще же общая трактовка ПО и БД, ровно как и вся стилистика документа, похоже, заимствованы из нормативных актов конца 1980-х годов и не соответствуют нынешней Интернет-реальности. Куда, скажем, следует отнести веб-сервисы? Неужели к базам данных, хотя они и могут быть их неотъемлемой частью. А авторинг?
В п. 5 того же Положения перечисляются необходимые для аккредитации документы:
а) заявление о предоставлении государственной аккредитации;
б) справка за подписью руководителя организации, подтверждающая, что организация осуществляет деятельность, указанную в пункте 4 настоящего Положения;
в) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
г) копии учредительных документов.
При этом уполномоченный орган принимает решение о государственной аккредитации (об отказе в государственной аккредитации) организации не позднее 30 рабочих дней с даты получения от неё данных документов. Возможные причины отказа (они перечислены в п. 7 Положения): подача не всех документов; установление несоответствия деятельности организации, указанной в справке, деятельности, указанной в п. 4 Положения.
Тут множество вопросов: кто устанавливает соответствие и по каким критериям? Если нет критериев, то, отказать можно всем и всегда: “Несоответствие у вас, господа!” Предоставляемая Положением возможность в случае отказа пройти процедуру повторно – согласитесь, слабое утешение.
На основании решения о государственной аккредитации уполномоченный орган вносит сведения об организации в реестр и направляет ей выписку из реестра по утверждённой им форме не позднее 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.
Не секрет, что чиновники стали самым процветающим классом в России, потому что освоили несколько замечательных базовых видов бизнеса. Но вот что удивительно — согласно п. 9. “Плата за аккредитацию, в том числе за выдачу выписки из реестра, не взимается.” Уполномоченный орган “осуществляет ведение” реестра аккредитованных организаций, в том числе обеспечивает своевременное внесение изменений в содержащиеся в нем сведения, в порядке, утверждаемом им же, “а также обеспечивает раскрытие сведений, содержащихся в реестре, путем их размещения в установленном порядке в сети Интернет”. Мало того, он сам ещё и представляет в Федеральную налоговую службу и Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации копию решения о государственной аккредитации в течение 7 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.
Пункт с нехорошим номером 13, гласит, что “…в отношении аккредитованной организации может быть проведена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проверка на предмет соответствия деятельности, фактически осуществляемой этой организацией, деятельности, указанной в пункте 4 настоящего Положения.” Ну и дальше всякие строгости по исключению из реестра.
Понятно, что расходы на введение подобной системы аккредитации ИТ-компаний правительство не считало, либо сочло, что полученные в результате преференции их с лихвой покрывают. Ну а читателям онлайн-версии еженедельника я бы предложил составить список плюсов и минусов данной системы. Три минуса я уже вижу, потом можем сравнить наши результаты.