Тема подготовки кадров для российской ИТ-отрасли – уже давно одна из главных в дискуссиях о перспективах ее развития. Представители компьютерного бизнеса в последние годы постоянно затрагивают ее в диалоге с государством, подчеркивая, что главным поставщиком кадров выступает высшая школа. В этой связи все настойчивее поднимаются вопросы о необходимости изменения программ подготовки студентов по ИТ-специальностям и их адаптации к требованиям времени, а также увеличения числа выпускников по этим направлениям.
Оба вопроса очень непростые, даже если априори согласиться с правильностью такой постановки задачи. Особенно первый, поскольку разработка образовательных стандартов изначально является неоднозначной проблемой, а уж тем более в условиях динамично развивающихся технологий и быстрых изменений на рынке, в том числе изменения спроса на тех или иных специалистов.
Второй вопрос, казалось бы, методически не столь сложный, и его можно условно (но именно условно!) свести к увеличению финансирования вузов со стороны государства. И всё же — чтобы подойти к его обсуждению по существу, нужно для начала выяснить, сколько же сегодня высшая школа выдает “на гора” молодых ИТ-специалистов и каковы потребности ИТ-отрасли в кадрах.
Однако, несмотря на активные дискуссии по этой теме, надо признать, что до сих пор обоснованных сведений на сей счет не было. Точнее сказать, подобная информация порой появлялась в тех или иных выступлениях представителей государства, высшей школы и бизнеса, но ее достоверность вызывала большие сомнения хотя бы потому, что сообщаемые данные часто довольно сильно разнились у разных докладчиков.
Поначалу ИТ-бизнес, в том числе в лице его ведущего представителя — Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ), призывал госструктуры дать статистическую картину в сфере ИТ-кадров, но потом, поняв, что нельзя “ждать милости от природы”, решил сам инициировать изучение этой темы. И вот 9 ноября АПКИТ представила результаты двух исследований, посвященных поиску ответов на вопросы: сколько в нашей стране выпускается молодых специалистов и сколько их нужно для движения ИТ-отрасли вперед.
Сколько ИТ-специалистов выпускается?
Подробный и достаточно обоснованный ответ дан в “Анализе контингента студентов ИТ-специальностей в высших и средних специальных учебных заведениях РФ в 2006 г.”, подготовленном Интернет-университетом информационных технологий (INTUIT.ru), издательством “Открытые системы” и Лицеем информационных технологий.
Казалось бы, особых проблем с проведением такого анализа не должно быть — надо взять в соответствующем министерстве отчетность, сделать нужную выборку и представить результаты запросов в различных разрезах (с точки зрения технологий бизнес-аналитики, о достижениях которых мы слышим от представителей ИТ-бизнеса постоянно, — задача тривиальная). На самом же деле всё тут совсем не так просто (и отсутствие такого анализа от самого министерства это в целом подтверждает), так как нужно, в частности, разобраться в сложной (и постоянно меняющейся) номенклатуре вузовских специальностей и решить, какие из них и в какой степени относятся к ИТ. Достаточно сказать, что в различных документах по этим вопросам зафиксировано несколько десятков специальностей, так или иначе связанных с ИТ, охватывается более 10 тыс. понятий, фрагментированных по 11 направлениям подготовки.
Потенциальными кадрами для ИТ-отрасли были признаны студенты, обучающиеся по специальностям, для которых объем учебных курсов по ИТ насчитывает не менее 600 академических часов. Из общего списка этих специальностей был выделен основной список ИТ-специальностей (с углубленным изучением ИТ). Чтобы систематизировать исходные сведения, авторы исследования выделили шесть групп ИТ-профессий – см. табл. 1. Сводные результаты с учетом этой системы классификации представлены в табл. 2, а количество вузов, готовящих ИТ-специалистов в различных областях профессиональной деятельности, — на рисунке.
Принципиально важным является то, что в исследовании отдельно рассмотрен вопрос о подготовке специалистов в средних специальных учебных заведениях (ссузы или техникумы), где общая ситуация по ИТ-направлению характеризуется такими данными:
- всего ссузов — 912;
- учится на всех курсах на базе 9-х и 11-х классов — 116 тыс. и 87 тыс. соответственно;
- платное обучение — 40%;
- число выпускников в 2006 г. — 41 тыс.
В отчете помимо более детальной разбивки собранных данных содержатся также очень любопытные сведения о распределении учащихся по регионам страны (больше всего готовится ИТ-специалистов в Поволжье, Москва на втором месте). В то же время подчеркнем: данная работа не ставила целью изучение качества подготовки ИТ-специалистов — безусловно, это совсем другая, на порядок более сложная задача.
Тем не менее подведем итоги: в 2006 г. система высшего и среднего специального образования в общей сложности выпустили 138 тыс. специалистов (38 тыс. и 53 тыс. соответственно по основному и общему спискам вузов и 41 тыс. – в ссузах), в той или иной степени готовых к работе в ИТ-сфере.
А сколько нужно?
Поиску ответа на этот вопрос посвящено второе исследование — “ИТ-кадры в российской экономике. Численность занятых, текущая потребность и прогноз на 2012 г. в ИТ-индустрии и отраслях народного хозяйства”, проведенное Центром социологических и психологических технологий в образовании МИЭМа при участии экспертов аналитического центра REAL-IT, Московского лицея информационных технологий и фирмы “1С”.
Согласно представленным данным, в нашей стране в 2006 г. трудилось 865 тыс. человек, связанных с ИТ-деятельностью (в том числе управленцев в сфере ИТ и сотрудников вспомогательных служб). Из них 30% работали в ИТ-компаниях (разработчики и поставщики продуктов и услуг), а остальные 70% — на предприятиях других отраслей народного хозяйства (потребители/заказчики ИТ). Это составляет менее 1,2% от трудоспособного населения страны и заметно ниже, чем в развитых ИТ-странах (США — 3,8%, Великобритания и Германия — 3,4%), хотя и существенно выше, чем в Индии (0,25%), которая, как и Россия, относится к категории перспективных рынков, объединенных аббревиатурой BRIC.
Очень интересны данные по разрезам деятельности специалистов. Оказывается, со стороны заказчиков около 40% ИТ-профессионалов работают в малых компаниях, 42% — в средних, 18% — в крупных, еще 5% — фрилансеры (работа по договорам). Из тех, кто трудится в ИТ-компаниях, 25% занимаются аппаратным обеспечением, 18% — ПО, 40% -- предоставлением ИТ-услуг внутри страны, а еще 17% связаны с экспортом ИТ-услуг (включая заказную разработку ПО).
Оценка потребности ИТ-отрасли (поставщики и заказчики) в новых специалистах проводилась с помощью математических моделей. В результате авторы вычислили, что в 2007 г. всего потребуется 188 тыс. новых сотрудников, из которых 42% должно прийти в ИТ-компании, а 57% — в другие отрасли. В плане более отдаленной перспективы были рассмотрены два сценария развития российской экономики — “сырьевой” и “технологический”. Для них определено, что в 2012 г. в общей сложности потребуется по первому варианту 233 тыс. ИТ-специалистов, а по второму -- 551 тыс.
Выводы, но совсем не окончательные
На основе представленных данных эксперты, принимавшие участие в этих исследованиях, сделали вывод, который озвучил директор фирмы “1С” Борис Нуралиев, являющийся одновременно членом правления АПКИТ и руководителем комитета этой ассоциации по образованию: “Одним из результатов этих исследований стало подтверждение субъективного ощущения многих специалистов высшей школы и реального бизнеса, что сегодня востребованность российской экономикой ИТ-специалистов заметно превосходит их выпуск системой профессионального образования”. Отсюда, естественно, следует вывод: необходим пересмотр соотношения численности мест в учебных заведениях по различным специальностям в соответствии с требованиями реальной экономики, а для желающих осваивать ИТ-профессии в первую очередь надо увеличить число бюджетных мест.
Тем не менее, признавая высокий авторитет экспертов, представивших очень интересные и давно востребованные данные о ситуации с кадрами на ИТ-рынке, я позволю себе не согласиться со сделанными из собранных сведений выводами. Даже не принимая во внимание вопрос о точности и достоверности полученной информации (особенно это относится ко второму исследованию), нужно сказать, что этих данных в принципе явно недостаточно для получения общей картины в сфере ИТ-кадров. Более того, есть и другие подходы к анализу данной ситуации, на основе которых можно сделать совсем иные выводы. Для этого, например, стоит задаться таким вопрос: за счет каких ресурсов удовлетворяло свои кадровые потребности в ИТ-кадрах народное хозяйство до сих пор?
Там или иначе, но проблема реформирования системы высшего и среднего образования (а по сути вопрос ставится именно таким образом) выходит за рамки сугубо внутренних отраслевых дискуссий, в том числе и с участием представителей вузов, и требует достаточно серьезного общественного обсуждения и всестороннего анализа с использованием дополнительных сведений о рынке труда. Так что не будем спешить с вынесением окончательных вердиктов.
Код группы | Род профессиональной деятельности | Примеры профессий (по аналогии с общероссийским классификатором занятий) |
---|---|---|
ФМ | Разработка и применение Формальных Методов информатики (включая разработку ПО) | Системный аналитик, архитектор ПО, разработчик ПО, инженер по тестированию ПО, инженер поддержки ПО, специалист по системному ПО |
ФМ | Разработка и применение Формальных Методов информатики (включая разработку ПО) | Системный аналитик, архитектор ПО, разработчик ПО, инженер по тестированию ПО, инженер поддержки ПО, специалист по системному ПО |
МЭ | Разработка и применение средств МикроЭлектроники, а также устройств и комплексов на их основе | Разработчик средств микроэлектроники, разработчик цифровых устройств и комплексов, инженер по тестированию электронной техники, специалист по эксплуатации электронной техники |
Разработка и применение Коммуникационных Средств, а также комплексов и систем, на их основе | Разработчик коммуникационных средств, разработчик коммуникационных комплексов и систем, специалист по эксплуатации коммуникационных средств | |
САУ | Разработка и эксплуатация Систем Автоматизации и Управления объектами (АСУ ТП и др.) | Системный аналитик, архитектор САУ, разработчик САУ, инженер по тестированию и эксплуатации САУ |
ПРИС | Разработка и эксплуатация Прикладных Информационных Систем различного назначения (за исключением САУ и КИС) | Системный аналитик, архитектор ПРИС, разработчик ПРИС, инженер по тестированию и эксплуатации ПРИС (по отраслям) |
КИС | Разработка и эксплуатация Корпоративных Информационных Систем | Архитектор баз данных, аналитик, системный администратор, менеджер проектов, специалист по тестированию и эксплуатации КИС |
Показатель | Основной список | Общий список | ||
---|---|---|---|---|
2006 | 2005 | 2006 | 2005 | |
Всего специальностей | 43 | 43 | 112 | 113 |
Вузов (включая филиалы) | 513 | 526 | 547 | 554 |
Учится на всех курсах (тыс. человек) | 223 | 223 | 292 | 278 |
Платное обучение (примерно) | 1/3 | 1/3 | ||
Абитуриентов 2006 г., тыс | 144 | 141 | 186 | 175 |
Поступило, тыс. | 52 | 53 | 70 | 68 |
Конкурс, человек на место | 2,76 | 2,65 | 2,67 | 2,59 |
Выпускники 2006 г., тыс. | ||||
всего | 38 | 35 | 53 | 48 |
бакалавров | 11 | 10 | 22 | 20 |
магистров | 3,3 | 2,8 | 5,3 | 4,7 |
специалистов | 24 | 22 | 25 | 22 |