До конца года еще месяц, но группа компаний RRC уже подвела его предварительные итоги. Руководство группы считает, что 2007-й (в этот год RRC отметила свое пятнадцатилетие) оказался для нее удачным, причем не только в России, но и за рубежом, где сегодня она имеет три представительства в странах СНГ (на Украине, в Казахстане и Азербайджане) и пять в Восточной Европе (Польше, Венгрии, Чехии, Сербии и Словении). Кроме того, за последние два года был открыт бизнес в Болгарии и Румынии на уровне торговых представителей и создан дивизион экспортных рынков (Export markets), позволивший начать поставки еще в ряд стран (Израиль, Турцию, Грецию, Белоруссию и др.).
Сегодня RRC существует в том виде, в каком она предстала после реструктуризации (см. PC Week/RE, №5/2006), завершившейся в январе 2006-го. Группу составляют три компании: DiFo (дистрибуция мобильных устройств, систем связи и средств визуализации), RRC EN (дистрибуция высокотехнологичного оборудования для корпоративного сегмента) и RRC Education (организация обучающих курсов, тренингов и семинаров по ИТ).
Компания официально заявляет, что по итогам прошлого года ее деятельность в России перестала иметь первостепенное значение. По словам президента RRC Константина Сидорова, на отечественный рынок сейчас приходится 35% бизнеса группы, на СНГ — 13%, а на Восточную Европу — 52%. Сопоставив эти данные с относительными показателями роста за первые девять месяцев нынешнего года (в России — на 14%, в СНГ — на 63%, в Восточной Европе — на 60%), нетрудно сделать вывод, что наибольший интерес для группы в данный момент представляет европейский рынок.
Говоря о причинах роста бизнеса RRC за рубежом, управляющий директор DiFo Луиш Баптишта-Коэльо отметил чрезвычайную важность того, что за пределами России компания в некотором смысле перестает быть российской организацией. Отделение в Польше — это польская фирма с польскими же наемными сотрудниками, отделение в Венгрии — венгерская, где работают соответственно венгры, и т. д. То есть RRC стремится к интернационализации в полном смысле этого слова. И что характерно, на фоне большинства других отечественных структур, которые приходят в чужую страну, покупая одну из местных компаний, RRC предпочитает начинать бизнес с нуля — создает совершенно новую организацию.
Константин Сидоров назвал эту стратегию труднопереводимым английским словосочетанием “local global”. По его словам, RRC старается адаптироваться к каждому конкретному рынку и позиционирует себя на нем как компания локальная. Это, считает г-н Сидоров, позволяет ей быть более гибкой и быстрее реагировать на местные изменения.
Еще одной важной особенностью ведения дел, упомянутой г-ном Баптишта-Коэльо, является стремление группы располагать численными показателями практически по каждому виду деятельности. По его мнению, если что-то невозможно посчитать и измерить цифрами, то, наверное, это “что-то” не столь важно для бизнеса. В то же время стоит сконцентрироваться на каких-то показателях, и результаты появятся сами собой.
За девять месяцев 2007 г. оборот RRC составил 241 млн. долл., а по прогнозам к концу декабря он достигнет суммы порядка 314 млн. (годовой прирост — 39%). По сравнению с III кварталом 2006-го рост входящих в группу компаний составил: RRC EN — 47%, DiFo — 35%, RRC Education — 97%. Их доли в общем бизнесе на текущий момент таковы: RRC EN — 55%, DiFo — 41%, RRC Education — 4%. По итогам III квартала 2007 г. продажи на экспортных рынках в суммарном обороте группы в Восточной Европе составили 5%.
Общие достижения RRC за время ее существования выглядят, с точки зрения Константина Сидорова, следующим образом. Группа смогла в полной мере добиться географической диверсификации (политическая ситуация на Украине и смена правительства в Венгрии не оказали серьезного влияния на стабильность работы RRC); реализовала модель экспертной дистрибуции (Value Added Distribution), в соответствии с которой не просто поставляется оборудование, но и предлагаются дополнительные сервисы; сформировала четкую специализацию, заняв конкретные рыночные ниши (нельзя быть экспертами во всем).
В ближайшие планы RRC входит существенное расширение сетевого бизнеса (продвижения товаров через Интернет), а также запуск нового проекта — компании DiFo Telecom для работы на рынке связи (по мнению руководства, этот рынок растет столь быстро, что для его эффективного освоения имеет смысл основать отдельную фирму).