В мире существует совсем немного универсальных ИТ-компаний, претендующих на роль законодателя мод в ИТ-индустрии в целом, а не только в отдельных отраслевых сегментах. К числу таких грандов сегодня можно отнести разве что НР и IBM* -- именно между ними сегодня разворачивается главное соревнование и за лучшие финансовые показатели, и за крупнейших корпоративных заказчиков, и за массовый рынок потребителей ИТ, и за первенство в перспективных исследованиях и разработках.
В этой борьбе приходится использовать весь арсенал имеющихся в распоряжении конкурентов средств. Так, HP начиная с 2005 г. сократила порядка 15 тыс. рабочих мест, консолидировала свои дата-центры и потратила миллиарды долларов на покупку софтверных компаний (это направление сейчас самое быстро растущее в компании, но НР еще далеко до IBM по доходам от продажи ПО). Получить дополнительную информацию о том, что сейчас происходит в НР, мне удалось благодаря посещению штаб-квартиры компании в Пало-Альто и общению с рядом топ-менеджеров, включая двух новых вице-президентов. Некоторые сведения о зреющих в недрах НР переменах мне показались крайне интересными.
Прит Банержи (Prith Banerjee) стал старшим вице-президентом по развитию и директором HP Labs в августе нынешнего года, покинув пост декана колледжа инжиниринга Университета Иллинойса (Чикаго). В качестве главы исследовательского подразделения HP он сменил ушедшего на пенсию Ричарда Лэмпмэна, но непосредственный его начальник — исполнительный вице-президент по стратегии и технологиям, по сути идеолог и вдохновитель исследовательской деятельности HP Шейн Робисон — по-прежнему на своем посту. 46-летний Банержи — в первую очередь академический ученый, специалист в области программирования, а также опытный организатор науки. Однако на его счету, помимо научных публикаций и изобретений, выпускников и аспирантов, два успешных стартапа — естественно, в области программных разработок. После первых минут общения с этим энергичным, заряженным на инновации человеком становится ясно: в НР решили придать новый импульс HP Labs, которая по своему укладу жизни мало чем отличается от академического научного заведения. Так получилось, что как раз в день встречи, 30 ноября, Банержи должен был сдавать высокому начальству подготовленную им программу реорганизации HP Labs, поэтому он не мог детально раскрывать положения еще не утвержденного документа. Тем не менее из сказанного Банержи становится ясно, что в Лабораториях вскоре произойдут кардинальные перемены. В частности, предстоит на порядок сократить число исследовательских проектов (ныне их примерно полторы сотни), отобрав самые перспективные и сконцентрировав их по географическому признаку. Это означает, что вскоре в HP Labs, где сейчас трудится порядка 600 штатных сотрудников**, начнет работать комиссия, в состав которой помимо ученых и руководителей этой организации войдут и главы производственных подразделений корпорации. А прошедшие отсев проекты будут консолидированы в американском и шести заграничных отделениях исходя из совокупности критериев, ключевые из которых — наличие в данном отделении лучшей экспертизы по данной теме и экономическая целесообразность (зарплаты и прочие расходы заметно отличаются, скажем, в Англии и Китае).
Как известно из опыта реорганизации академической науки, столь кардинальные преобразования никогда гладко не проходят, тем более что в планах Банержи сохранить и упрочить кадровый состав (в числе сотрудников Лабораторий много профессоров с громкими научными именами). На этом фоне меньше всего проблем, наверное, ему доставит только что образованное отделение HP Labs в Петербурге, которое возглавил бывший директор петербургского Центра разработки ПО Motorola Владимир Полутин. Очевидно, организовать новый проект исследования по тематике управления информацией на базе сильных российских научных школ гораздо проще, чем перепрофилировать многих сложившихся и углубившихся в отдельные узкие темы исследователей.
Конечно, какой через некоторое время станет HP Labs — очень интересно, но еще любопытнее, что за сюрприз готовит компания ИТ-рынку в I квартале 2008-го. Об этом намекнул еще один новый топ-менеджер — старший вице-президент и глава департамента маркетинга Майкл Менденхол (Michael Mendenhall), только в сентябре перешедший в НР из компании Walt Disney, где он руководил маркетинговой и рекламной политикой парков и курортов в Северной Америке, Европе и Азии. Новый топ-менеджер лишь входит в курс дела и пока больше склонен декларировать традиционные маркетинговые посылы, например стремление компании “быть лучшей в своем классе”. Тем не менее в ходе небольшой дискуссии выяснилось, что Менденхол прекрасно понимает и другое: чтобы диктовать моду на всем ИТ-рынке, быть лучшим в своем классе недостаточно, необходимо придумывать и создавать новые классы ИТ-явлений, вовлекая в них последователей. Более того, он сообщил, что ориентировочно в феврале-марте Шейн Робисон объявит о чем-то грандиозном, по уровню значимости сопоставимом с Web 2.0 и представляющем собой следующий шаг в развитии веб-сервисов. Ждать осталось в общем-то недолго…
* Современные HP и IBM — предприятия одного масштаба. НР недавно отчиталась по результатам четырех последних финансовых кварталов (по состоянию на 31 октября 2007-го): ее доход за этот период составил 104,3 млрд. долл. Прямое сравнение с показателями IBM сейчас провести сложно, так как нам доступны только данные за 2006-й год (доход — чуть больше 91,4 млрд.) и за три квартала 2007-го (69,9 млрд. долл.). Но если ориентироваться на продемонстрированные компанией за девять месяцев года темпы роста дохода на уровне 7%, IBM должна завершить нынешний год, вплотную подойдя к 100-миллиардному рубежу.
** Фактически к числу штатных сотрудников надо добавить примерно в 3-4 раза больше внештатников — студентов, аспирантов, “постдоков”, визит-профессоров.