В начале февраля 2008 г. в Санкт-Петербургском политехническом университете (СПбГПУ) был представлен лабораторный центр систем хранения данных, созданный специалистами вуза при поддержке компании ЕМС и холдинга “Национальная компьютерная корпорация” (НКК).
С точки зрения университета данный проект будет способствовать решению нескольких важных задач, ключевой из которых является превращение вуза в экономически самостоятельную структуру, способную привлекать и удерживать первоклассных специалистов-преподавателей. Для коммерческих организаций, оказавших помощь в создании центра, проект также не станет сугубо благотворительным. Ряд аспектов предполагаемого в его рамках дальнейшего сотрудничества позволит компаниям достигнуть собственных практических целей.
Таким образом, речь идет о взаимовыгодном сотрудничестве, и данный симбиоз высшей школы и бизнеса, по мнению администрации университета, вполне можно рассматривать как пример успешно действующего технопарка. (Российского, разумеется. Когда роль государства по сути заканчивается на этапе создания инженерной инфраструктуры.)
Инновационная программа СПбГПУ
Сегодня СПбГПУ включает в себя 20 базовых институтов и факультетов, отделения дополнительного образования, научный комплекс и филиалы в Чебоксарах, Сосновом Бору и Череповце. Университет готовит студентов (инженеров, экономистов и менеджеров) по 105 специальностям, бакалавров и магистров — по 31 направлению, кандидатов и докторов наук — по 89 специальностям. На начало прошлого учебного года общее число слушателей превышало 20 тыс. человек.
В 2007 г. СПбГПУ получил возможность вывести учебный процесс на новый уровень, став одним из победителей конкурса лучших инновационных образовательных программ, проводимого в рамках приоритетного национального проекта “Образование”. Благодаря этому конкурсу на программу “Развитие политехнической системы подготовки кадров в инновационной среде науки и высокотехнологичных производств северо-западного региона России” из федерального бюджета были выделены сотни миллионов рублей. С учетом обязательного 20-процентного софинансирования со стороны университета в общий объем привлеченных в течение 2007--2008 гг. средств превысит миллиард. Предполагается, что они будут вложены в четыре масштабных проекта, направленных на развитие информационных, энергосберегающих, машиностроительных и нанотехнологий.
Вышеупомянутый центр хранения данных является одним из нескольких десятков элементов инновационной программы СПбГПУ. Свое существование он начал еще в 2006 г. с системы хранения данных ЕМС CLARiiON AX100 емкостью 1 Тб, предоставленной НКК. Однако именно после победы в конкурсе он начал свое полноценное развитие. Если до того момента инвестиции в центр составляли всего около 300 тыс. руб., то теперь их ожидаемый объем превышает 15 млн.
За короткое время благодаря финансовой и технической поддержке лабораторный центр превратился в системный проект, включающий академический учебный курс, практическую лабораторию и демоцентр решений по хранению данных. На сегодняшний день оснащение лаборатории обеспечивает хранение информации емкостью 13 Тб.
Двусторонняя проблема кадров
На презентации центра о кадровом дефиците на ИТ-рынке так или иначе говорили все участники проекта, хотя и рассматривали эту проблему под разными углами. Так, генеральный директор санкт-петербургского центра разработок EMC Игорь Агамирзян высказал сожаление по поводу сохраняющейся в нашей стране оторванности образовательного процесса от реальной жизни, что выражается в слабой практической подготовке выпускников технических вузов. Причем, по наблюдению г-на Агамирзяна, чем серьезней уровень технологий, тем острее нехватка специалистов: сисадмина найти не трудно, а вот люди, способные грамотно обслуживать инфраструктуру географически распределенного предприятия, — огромная редкость. Для коммерческой ИТ-компании это означает не только проблемы с наймом квалифицированных сотрудников, но и закономерное уменьшение круга потенциальных потребителей услуг, а значит, и снижение доходов.
Этой же точки зрения придерживается и член совета директоров НКК Антон Цыценко, которого не устраивает ситуация с завышенными зарплатами ИТ-специалистов в условиях весьма ограниченного их выбора на рынке труда.
По мнению проректора по инновационной деятельности СПбГПУ Александра Речинского, недостаточная квалификация выпускников по ИТ-специальностям имеет две причины. Первая — нехватка оборудования. В настоящий момент эта проблема не столь остра: вузы стали получать финансовую поддержку, и материально-техническая база худо-бедно начала обновляться. А вот вторая причина имеет более глубокий характер — это нехватка преподавательско-профессорского состава. Чтобы вуз мог выпускать серьезных специалистов, требуются еще более сильные преподаватели. Причем в идеале как теоретическая, так и практическая квалификация у них должна быть выше, чем у среднего сотрудника ИТ-компании. Но такие люди в условиях дефицита кадров крайне востребованы и самими этими компаниями. Возникает вопрос, как удержать серьезного специалиста от ухода в коммерческие структуры.
Один из способов, как отмечает г-н Речинский, — обеспечить материальную заинтересованность преподавателя (или целой группы) за счет привлечения внешнего финансирования (грантов, спонсорской помощи и пр.) под конкретные исследовательские проекты. Однако ущербность такого способа вполне очевидна. Денежные вливания со стороны рано или поздно заканчиваются. А если вуз хочет быть уверен в целостности преподавательского состава, то ему стоит позаботиться и о стабильности финансовых потоков. Например, выстроить схему, в которой университет зарабатывает деньги самостоятельно, да еще и занимается этим в рамках основной своей деятельности — образовательного процесса.
В СПбГПУ эту непростую задачу собираются решить при помощи развернутой многоступенчатой системы дополнительного образования, организованной на базе центра хранения данных. В данном центре сотрудники университета смогут не только преподавать студентам практические дисциплины, но и регулярно повышать уровень собственной подготовки. Ну а чтобы у них не возникало излишнего соблазна податься на сторону, вуз планирует установить постоянную обратную связь с предприятиями, когда вчерашний выпускник через какое-то время возвращается из ИТ-компании за новыми знаниями, проходит углубленные курсы и, разумеется, пополняет бюджет вуза. Тогда университет сможет стать по-настоящему экономически сильной структурой, где будет существовать серьезный конкурс на рабочие места.
В СПбГПУ эта модель только начинает работать, но в ее успешности администрация нисколько не сомневается. Базовый курс по системам хранения данных уже встроен в основную образовательную программу, и полным ходом разрабатываются курсы коммерческие.
Кроме того, по словам Александра Речинского, при организации лабораторного центра возник неожиданный, но весьма полезный эффект. Установленное хранилище можно использовать в демонстрационных целях. Дело в том, что когда партнерам НКК необходимо показать потенциальным заказчикам реально действующую систему хранения данных, они по понятным причинам не могут попросить пустить их к своим бывшим клиентам — коммерческим компаниям. А вот вуз — структура открытая, и скрывать ей нечего.
Партнеры СПбГПУ по этому проекту смогут извлечь для себя и другие выгоды. Если оздоровление рынка труда ИТ-отрасли наступит еще не скоро, то НКК и EMC уже сегодня получают возможность обеспечить компаниям-клиентам приоритетный доступ к обучению своих специалистов и моделированию решений в области хранения данных.
Непилотный технопарк
Итак, мы видим, что в данном проекте, начинавшемся как акт благотворительности коммерческой структуры, благодаря системному подходу удалось выявить новые его свойства и соблюсти конкретные экономические интересы всех сторон.
Возникшую в результате схему сотрудничества можно назвать по-разному. По мнению Александра Речинского, среди популярных ныне терминов наиболее близким определением будет “технопарк”, что, если вдуматься, является вполне справедливым.
Ну а с учетом того, что государственные пилотные проекты по созданию технопарков по сути призваны решить только вопрос инженерной инфраструктуры (налоговые и прочие льготы в нашей стране для них не предусмотрены), схемы любого коммерчески успешного сотрудничества бизнеса и высшей школы представляют сейчас особую ценность. Ведь опыт СПбГПУ в сходных условиях наверняка может быть тиражирован.