По данным “Лаборатории Касперского” (ЛК), в минувшем году средний уровень спама в российской электронной почте, испытывая типичные сезонные колебания (см. столбчатую диаграмму), большую часть дней находился в пределах 75–80%. По прогнозам специалистов ЛК, в этом году спама в почте будет не меньше, чем в прошлом.

“Основное направление работ спамеров — увеличение скорости рассылок и количества писем в одной рассылке, — отмечает ведущий спам-аналитик ЛК Дарья Гудкова. — Возможно, спамеры будут подходить к целевой аудитории более селективно. То есть “таргетированные” рассылки станут ещё популярнее. Скорее всего спамеры продолжат разработку методов создания “графического” спама. Кроме того, будет популярным спам, использующий технологии Web 2.0”. Российского фишинга станет существенно больше — к атакам на платёжные системы добавятся атаки на банки и кредитные организации. Криминализация спама продолжится как в плане адаптации англоязычных спам-рассылок к российской действительности, так и в плане появления специфических для Рунета видов компьютерного мошенничества. Не исключено, что спамеры начнут активно осваивать новые для себя форматы файлов: MP3, PDF, ZIP, RAR и т. д. В то же время г-жа Гудкова считает, что появление принципиально новых спамерских технологий маловероятно, хотя спамеры могут обратиться к технологиям, “заброшенным” ими несколько лет назад.

Откуда же рассылается спам? Исследования ЛК показывают, что первое место (с долей 11,2%) здесь по-прежнему занимают США, далее следуют Россия (10,8%), Польша (6,6%), Корея (6,4%), Турция (5,8%), Германия (5,3%),Индия (4,7%), Испания (4,4%) и Китай (4,4%). Остальные страны мира в этом рейтинге набрали менее 4%.

Что же касается категорий “информационного мусора”, то здесь по-прежнему лидируют “товары и услуги для здоровья” (22% всего спама), “другие товары и услуги” (19%) и “образование” (12%). Затем идут “компьютеры и интернет”(8%), “отдых и путешествия” (8%), “услуги по электронной рекламе” (7%) и “откровенное мошенничество” (7%). Другие категории спама в этом рейтинге набрали пять и менее процентов. Среди “остального спама” наблюдалось некоторое оживление спама политического. Причём самых разных оттенков: от анонимного чёрного пиара до призывов политических партий, сопровождавшихся извинениями, что авторы этих призывов другими способами “достучаться” до широких масс населения не могут.