Российский рынок ещё не дозрел до массового использования комплексных систем защиты информации?
Исключительно неожиданный бизнес-ход сделала петербургская компания Agnitum, ведущая свою историю с 1999 г. и известная не только в России, но и далеко за её пределами благодаря семейству персональных брандмауэров (продуктов для обнаружения и блокировки хакерских атак) Outpost Firewall Pro, интерфейс которых ныне переведён на 15 языков. В середине марта она объявила о выходе отдельного антивирусного решения Outpost Antivirus Pro 2008, предназначенного для обеспечения безопасной работы пользователей ПК в Сети и обеспечивающего защиту от различных типов вредоносных кодов — вирусов, червей, хакерских утилит, троянов, шпионского (spyware) и рекламного (adware) ПО, а также от разного рода скрытых угроз. По словам разработчиков, Outpost Antivirus Pro 2008 помимо этого защищает пользователей от посещения небезопасных сайтов и кражи персональных данных.
Новинка включает следующие модули: ·
- “Антивирус+Антишпион” (для защиты от различных зловредных кодов); ·
- “Локальная безопасность” (проактивная блокировка новых и неизвестных угроз); ·
- “Web-контроль” (защита ПК от вредоносных и мошеннических сайтов); ·
- “Личные данные” (безопасное хранилище конфиденциальных данных от кражи).
История появления этого продукта такова. В 2005 г. компания Agnitum приобрела у венгерской фирмы VirusBuster права на использование одноимённой технологии обнаружения зловредных кодов и, успешно совместив эти технологии со своими наработками в области построения брандмауэров Outpost Firewall Pro и спам-фильтров Spam Terrier, в 2007 г. выпустила комплексное решение по защите ПК при работе в Интернете Outpost Security Suite PRO, включающее пять основных компонентов. Продукт Outpost Antivirus Pro 2008 также основан на технологиях VirusBuster. Но что к этим технологиям добавлено? Вот как отвечает на этот вопрос один из специалистов Agnitum: “Антивирусный компонент комплексного продукта Outpost Security Suite PRO (как монитор, так и сканер) после многочисленных усовершенствований практически стал собственной разработкой нашей компании. Теперь де-факто мы используем только базы вирусных сигнатур и механизм эвристического анализа VirusBuster. К этим инструментам мы добавили такие важные компоненты, как антишпионский модуль и механизм ускорения повторных проверок SmartScan. Между прочим, технологии VirusBuster достаточно известны и популярны среди производителей ПО. Они, в частности, используются в серверных решениях компании Microsoft и в относительно хорошо продаваемом на Западе продукте PC Tools Internet Security”.
Да, всё это так. Но даже после данного разъяснения бизнес-ход Agnitum представляется “шагом в прошлое”. Ведь “в теории” все производители стремятся выпустить (а потребители стремятся приобрести) комплексное решение, cодержащее не только антивирус, но и защитный экран (он же — брандмауэр, файрвол и т. п.). Зачем же плыть против течения? “Все верно, за комплексными решениями будущее, но, предпринимая тот или иной шаг, мы должны думать и о сегодняшних потребностях наших клиентов, — говорит коммерческий директор компании Agnitum Михаил Пеньковский. — Антивирусный рынок по-прежнему самый объёмный сектор пирога информационной безопасности, в то время как рынок комплексных продуктов, к которым принадлежит наш Outpost Security Suite Pro 2008 — ещё далек от своего потенциала. Дело в том, что целевая аудитория комплексного продукта — домашние пользователи и компании малого бизнеса достаточно чувствительны к цене, которая составляет 1299 руб. для одного ПК и включает в себя ежедневные обновления и техподдержку. Помимо этого, большинство пользователей просто не представляют, что в себя включают комплексные решения. В это же время, антивирусный рынок существует уже не один десяток лет, культура использования этого продукта значительно выше, да и ёмкость рынка намного больше. Благодаря экономии на производстве продукта (он по сути является сокращённой модификацией нашего комплексного решения) мы смогли предложить продукт по очень привлекательной цене. И уже сейчас можно сказать, что интерес к новому продукту у наших дистрибьюторов (в виде предварительных заказов) очень высок”.
Стоимость лицензии Outpost Antivirus Pro (на один ПК c техподдержкой и получением обновлений в течение года) составляет 499 руб. Загрузить новое антивирусное решение — оно “весит” примерно 32 Мб — можно с сайта Agnitum.
По словам разработчиков, технические требования к компьютеру у новинки не велики. Кроме того, они утверждают, что для уменьшения нагрузки программ семейства Outpost на ресурсы ПК принято большое число особых мер. Благодаря им Outpost Antivirus Pro 2008 легко установится на ПК с частотой ЦПУ от 450 МГц (включая многоядерные), при объёме оперативной памяти от 256 Мб и при наличии свободного пространства на жёстком диске от 50 Мб. При этом Outpost Antivirus Pro 2008 совместим со всеми 32- и 64-разрядными версиями Windows: Vista, XP, 2000 Pro, 2003 Server и 2008 Server.
Разумеется, чудес не бывает, и пользователь, сэкономивший примерно 800 руб. (разница между рекомендованной стоимостью комплексного решения Outpost Security Suite Pro 2008 и отдельного антивирусного продукта Outpost Antivirus Pro 2008), рискует пострадать в результате хитроумных хакерских атак. Зато у него есть выбор. И есть время подумать. Осознав опасность хакерских атак он в любой момент может осуществить миграцию с антивируса Outpost Antivirus Pro 2008 на комплексное решения Outpost Security Suite Pro 2008 за 780 руб. Аналогичные условия предусмотрены и для тех, кто мигрирует на комплексный продукт Outpost с его же персонального брандмауэра.
* По данным разработчиков, Outpost Antivirus Pro “знает” около тысячи надёжных поставщиков ПО и более 10 тысяч их приложений (что и отражено в “белых списках”). С “черными списками” сайтов дело обстоит сложнее — нехорошие сайты динамично меняются, “лечатся” и мигрируют. Так что эти списки корректируются значительно чаще (ежечасно обновляясь вместе с базами вирусных сигнатур).