В последние годы спрос на инженерные позиции (специалисты по тестированию, сопровождению, внедрению, администрированию) во всех секторах рынка остается устойчивым. В начале 2008-го мы с уверенностью говорили о стабильной ситуации “на рынке технических специалистов”, сегодня можем наблюдать рост зарплат на 7--9% в компаниях -- системных интеграторах и разработчиках ПО. У операторов связи, поставщиков телеком-оборудования и фирм сектора FMCG (товары массового спроса) ситуация весьма стабильна. Ко многим кандидатам на инженерные позиции предъявляются завышенные требования, например, существенный опыт работы с системами разных производителей. Высоким спросом продолжают пользоваться инженеры тяжелого оборудования (Sun, IBM, HP и др.), тут уровень зарплат растет небольшими темпами в 3--5% (по сравнению с началом года). Зарплаты этой категории системных инженеров с опытом работы от трех лет являются самыми высокими среди всех технических специальностей. Стоит отметить, что в основном на уровень заработной платы инженеров влияют два фактора: специализация и опыт работы. При этом компенсационный пакет и функциональные обязанности специалиста зависят от профиля деятельности компании, о чем речь и пойдет ниже.
В телекоммуникационной области можно выделить две основные группы работодателей, которые различаются по структуре спроса на инженерные позиции: поставщики телекоммуникационного оборудования и операторы связи.
Поставщикам телекоммуникационного оборудования особенно нужны специалисты по установке и наладке, которые отвечают за качественную работу с клиентами. В первую очередь от них требуется богатый опыт, глубокие знания, зачастую свободное владение английским языком, а также способность эффективно общаться с клиентом. Кроме того, существенным фактором является готовность специалиста к командировкам. При этом работодатели готовы рассматривать кандидатов и с минимальным опытом работы (но с хорошим знанием английского языка) и предлагать дальнейшее обучение, стажировки. Правда, в этом случае уровень заработной платы будет значительно ниже, чем обозначенная выше сумма (см. табл. 1).
У операторов связи высоким спросом пользуются специалисты, способные обеспечить устойчивую и надежную работу сети, оперативно и с высоким качеством разрешать возникающие проблемы, восстанавливать функциональность системы в короткий срок. В этой сфере лидерами становятся специалисты по эксплуатации “тяжелого” оборудования — дороже всего стоят инженеры по оборудованию Sun, Citrix, IBM, Oracle с опытом работы от трёх лет. Их зарплата может достигать 100—110 тыс. руб. и в среднем является одной из самых высоких в отрасли. В этом сегменте разворачивается серьезная борьба за “мозги”, компании даже перекупают специалистов друг у друга. И здесь самый важный аргумент — не возможность получить новый опыт, участвовать в интересных проектах или более выгодные дополнительные компенсации, а ощутимое повышение заработной платы (см. табл. 2).
Кроме того, операторам связи всегда требуются технические специалисты: инженер отдела эксплуатации и обслуживания сетей, сотрудник HelpDesk, специалист по IP-телефонии (по оборудованию компаний Cisco, Avaya, Nortel) и по проектированию и строительству объектов связи (см. табл. 3).
Системные интеграторы в большой степени нуждаются в сотрудниках, обеспечивающих успешную реализацию типовых интеграционных проектов, -- инженерах по внедрению, тестированию и поддержке. Здесь наблюдается особый ажиотаж вокруг технических специалистов с опытом работы от двух лет (см. табл. 4).
Если говорить о компаниях -- разработчиках программных продуктов, то здесь более всего востребованы инженеры по тестированию, поддержке и внедрению. Ответственность у них выше, чем в непрофильной компании (т. е. не специализирующейся на ИТ, например, банке), потому что инженер из фирмы-разработчика может не только исполнять обязанности системного/сетевого администратора, программиста, но и отвечать за качество клиентской работы, так как зачастую напрямую взаимодействует с клиентом. В этом сегменте, как и в системной интеграции, наблюдается рост зарплат на 7--9% по сравнению с началом года (см. табл. 5).
В компаниях из секторов FMCG, промышленности и финансов среди технических профессионалов наиболее востребованы системные администраторы, инженеры по поддержке, специалисты по телефонии. В банках наблюдается острая потребность в инженерах HelpDesk со свободным владением английским языком и опытом работы в банковской сфере (см. табл. 6).
На сегодняшний день шкала мотивации для инженеров выглядит следующим образом: на первом месте в списке приоритетов стоит уровень заработной платы и объем компенсационного пакета, на втором — возможность дополнительного обучения, получения сертификатов, на третьем — наличие интересных проектов, желательно различных по масштабу и применяемому оборудованию, на четвёртом — присутствие авторитетных профессиональных специалистов в коллективе. Другие пожелания, такие как ненормированный рабочий день или местоположение офиса, занимают последние позиции (софтверные и телеком-компании часто предлагают вариант работы через удаленный доступ).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сегодня инженерные специальности востребованы, как и раньше, найти квалифицированного сотрудника этого профиля непросто, да и стоить он будет недешево. Тем не менее рынок труда на подъеме, но растет стабильно и прогнозируемо, поэтому работодатели могут планировать расходы на персонал, а инженеры — спокойно работать, не волнуясь о том, что их недооценивают.
С автором, руководителем отдела по подбору ИТ-специалистов рекрутинговой компании Delogys Group, можно связаться по адресу: info@delogys.ru.
Позиция | Запросы кандидатов, тыс. руб. | Предложения работодателей, тыс. руб. |
---|---|---|
Customer support Engineer с опытом работы от двух лет и знанием английского языка | 60--70 | 55--65 |
Support Engineer с опытом работы меньше года со знанием Unix или Oracle с английским языком | 40—70 | 40--65 |
Support Engineer без опыта работы | 20--40 | 25--35 |
Источник: Delogys Group.
Позиция | Запросы кандидатов, тыс. руб. | Предложения работодателей, тыс. руб. |
---|---|---|
Системный инженер с опытом работы с ОС Windows, Linux, Solaris, HP-UX от одного года | 30--65 | 30--60 |
Системный инженер по серверным платформам Sun с опытом работы от двух лет | 80—100 | 60—90 |
Ведущий системный инженер по серверным платформам Sun с опытом работы от четырёх лет | 100--120 | 90--110 |
Инженер по оборудованию IBM с опытом работы от двух лет | 60—90 | 50—70 |
Инженер по оборудованию HP опытом работы от двух лет | 60—80 | 50—70 |
Системный инженер по Microsoft/Citrix с опытом работы от четырёх лет | 60--70 | 70--90 |
Oracle DBA с опытом работы от трёх лет | 70--110 | 70--90 |
Источник: Delogys Group.
Позиция (опыт работы 1— 3 года) | Запросы кандидатов, тыс. руб. | Предложения работодателей, тыс. руб. |
---|---|---|
Инженер отдела эксплуатации и обслуживания сетей | 30—60 | 30—65 |
Инженер HelpDesk | 30—50 | 30—42 |
Специалист по проектированию и строительству объектов связи | 40—60 | 35—50 |
Системный инженер по оборудованию Cisco с сертификатом | 60—100 | 60--95 |
Системный инженер по оборудованию Cisco без сертификата | 50—90 | 50--80 |
Источник: Delogys Group.
Позиция (опыт работы 1--3 года) | Запросы кандидатов,
тыс. руб. | Предложения работодателей, тыс. руб. |
---|---|---|
Инженер по внедрению | 60—90 | 50—85 |
Инженер по поддержке | 30—60 | 30--60 |
Инженер по тестированию | 50--75 | 40--60 |
Инженер HelpDesk | 30--50 | 30--45 |
Инженер технической поддержки (информационная безопасность) | 45--80 | 40--75 |
Инженер по Microsoft Active Directory и Exchange | 40--60 | 45--55 |
Источник: Delogys Group.
Позиция (опыт работы 1—3 года) | Запросы кандидатов, тыс. руб. | Предложения работодателей, тыс. руб. |
---|---|---|
Инженер по тестированию | 30—80 | 40--60 |
Ведущий инженер по тестированию | 60--80 | 50--70 |
Инженер по поддержке | 40—90 | 40—70 |
Источник: Delogys Group.
Позиция (опыт работы от одного года) | Запросы кандидатов, тыс. руб. | Предложения работодателей, тыс. руб. |
---|---|---|
Системный администратор по Microsoft | 35—60 | 35--50 |
Системный администратор по Unix | 30—55 | 55--65 |
Инженер HelpDesk | 30--40 | 25--35 |
Источник: Delogys Group.