Система образования, с одной стороны, участвует в создании активно развивающихся информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), а с другой, как и все структуры общества, испытывает сильнейшее влияние с их стороны. Они существенно расширяют инструментарий преподавателя и его возможности, а кроме того, благодаря ИКТ появились новые формы интерактивного дистанционного обучения.

О своем видении эффективного применения ИКТ в образовательном процессе и об их воплощении в практике работы Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) научному редактору PC Week/RE Валерию Васильеву рассказал президент Международного консорциума “Электронный университет”, научный руководитель МЭСИ Владимир Тихомиров.

PC Week: Чем обусловлено появление электронного обучения в сфере образования?

Владимир Тихомиров: Начнем с того, что организация ЮНЭСКО, которой принадлежит авторство термина и понятия e-Learning, не рекомендует вместо него использовать перевод на национальные языки, поскольку за этим термином закрепилось вполне конкретное содержание, не всегда адекватно передаваемое переводом.

Появление e-Learning в основном обусловлено широкомасштабным использованием ИКТ в образовании. Специалисты выделили эту область из сферы обучения для ее изучения и развития. Сегодня e-Learning имеет свои стандарты, которые разрабатываются в рамках консорциума Instructional Management System (IMS). Главный среди них — Sharable Content Object Reference Model (SCORM, модель обмена учебными материалами) — обеспечивает многократное использование и переносимость информационных объектов (текстов, таблиц, мультимедийных иллюстраций, компьютерных программ и т. п.). В рамках e-Learning развиваются системы управления процессом обучения — Learning Management System (LMS), появились инструменты для создания, хранения, использования, доставки учебного контента и управления им в многопользовательском режиме — Learning Content Management System (LCMS). Я бы как необходимую составляющую e-Learning выделил еще и отношение общества к этому направлению: в странах, где электронное обучение развивается интенсивно, приняты специальные законы об индустрии e-Learning.

PC Week: Как соотносятся e-Learning и классические формы обучения?

В. Т.: Новые технологии пришли на помощь традиционным формам обучения, что-то в них заменяя, что-то сохраняя. Главное, что дает e-Learning, это возможность для огромного количества людей многократно использовать однажды созданный мультимедийный образовательный контент, в том числе в интерактивном режиме, с доступом в реальном времени. При этом они могут не только наблюдать творческий процесс создания контента, но и сами участвовать в нем. e-Learning формирует вокруг образовательного контента социальные сети, форумы, чаты.

Теперь о том, что e-Learning отвергает в традиционном обучении. Во-первых, сложившиеся формы подготовки учебных материалов и структуру самих материалов. Да и не только формы. Ведь из любого электронного образовательного ресурса e-Learning по гиперссылкам можно переходить на другие ресурсы, а это уже означает доступ к новому содержанию. Один щелчок — и вы на веб-сайте, который непрерывно обновляется, пополняется.

Приведу другой пример. Казалось бы, вики- и интернет-форумы представляют собой прежде всего новые формы общения. Но ведь они дают возможность участвовать в формировании опубликованного на этом же сайте контента, поддерживают динамическую модель развития образовательных материалов. У традиционных полиграфических учебников таких свойств нет. Современные технологии обеспечивают невиданную массовость и оперативность процесса обсуждения. Здесь наглядно проявляется переход количества в новое качество.

PC Week: Не стали ли технологии с приходом e-Learning оттеснять на второй план педагогику и собственно предметную область обучения?

В. Т.: Наоборот. Судите сами: в нашей системе образования принято обновлять учебники раз в четыре года. И для традиционной организации обучения это очень напряженный цикл как раз из-за устаревших технологий. e-Learning позволяет “издавать” новые учебники хоть каждый день благодаря тому, что автор учебника может оперативно получать материалы для обновления — по RRS-каналам, от коллег, от студентов и т. д. В плане актуализации отражения знаний в предметной области это колоссальное достижение, обеспеченное именно технологиями.

Вот еще пример качественного изменения в изучении предметной области, базирующегося на технологиях. Как будущих инженеров-атомщиков знакомить с работой атомного реактора или программно-управляемого прокатного стана? Где взять “наглядное пособие”? А как изучать нанотехнологии, каким образом “пощупать” исследуемые там объекты? На помощь приходят моделирующие стенды, создание которых стóит огромных средств, недоступных в рамках одного вуза, а возможно, и в рамках целой страны. Поэтому сегодня разрабатываются специализированные веб-сайты для выполнения лабораторных работ по атомной энергетике, по нанотехнологиям. Наглядность зачастую проще, а порой и единственно возможно реализовать на основе комплекса новейших технологий.

Что касается педагогики, то как раз благодаря e-Learning начало формироваться направление e-Pedagogy — электронные педагогика и андрагогика. Оно формирует иное поведение преподавателей. Сегодня педагог должен осваивать методы общения на расстоянии. Иным путем идет и подготовка учебных материалов — их создание, пополнение, редактирование и публикация. Лекции уже не нужны. В качестве примера могу привести медицинский университет Гренобля — там лекции отменены полностью, потому что учебные материалы представлены в таком виде, что студенты осваивают их самостоятельно.

Традиционная лекция предполагает доведение до аудитории сведений, еще не знакомых ей. А e-Learning предполагает, что все учебные материалы сформированы и выложены для доступа, причем в структуре, поддерживающей различные форматы представления информации. Поэтому современный лектор может заменить лекцию более творческим обсуждением, предварительно указав студентам адреса ключевых источников сведений для подготовки и напомнив о необходимости проявить инициативу в поиске дополнительных источников. В процессе обсуждения заслушиваются выводы, предположения и аргументы участников. Они становятся дополнительной и уточняющей информацией по обсуждаемой теме, в том числе и для самого преподавателя. Он может также задавать темы для самостоятельных работ, которые выполняются и пересылаются студентами в электронной форме.

Студенческая аудитория делится на три группы: таланты, середнячки и троечники. Преподаватель должен выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы не отсекать последних. При этом талантливые студенты страдают. В e-Learning предусмотрено самостоятельное обучение, освобождающее способных студентов от обязательного посещения занятий. Это дает им возможность учиться с полной нагрузкой. Сегодня благодаря e-Learning наиболее талантливые и самоорганизованные уходят из аудиторий, остаются только те студенты, которые не могут работать без помощи преподавателя, которым требуются подробные объяснения и плотный контроль усвоения. Талантливым тоже ничто не мешает участвовать в общении с преподавателями. В e-Learning для этого есть тематические форумы, электронная почта, IMS… Впервые с явлением, которое можно назвать как “очное обучение больше не престижно”, я столкнулся лет восемь назад в Австралии.

PC Week: А как в России обстоит дело с использованием e-Learning, какова его востребованность и распространенность?

В. Т.: Востребованность очень большая. Она формируется самой молодежью, которая развивается как “поколение Сети”, недаром их называют аборигенами Интернета. Их совершенно не устраивает обучение с мелом и классической школьной доской, они хотят использовать свои компьютерные навыки и знание интернет-технологий, хотят, чтобы это помогало им в учебном процессе.

В развивающихся странах e-Learning является важнейшим приоритетом в политике адаптации национальных систем образования к условиям информационного общества. К сожалению, в России это не так. Даже в проектах развития страны до 2020 г. этого нет. Причина, думаю, в том, что в стране чрезвычайно велика роль чиновников, а квалификация их оставляет желать много лучшего. Сегодня результатов добиваются те руководители образовательных учреждений, которые не соглашаются с установками сверху. Следуя этим установкам, можно находиться в ряду “хороших”, но дело сделать не получится. Как следствие, мы с удивительной последовательностью сдаем свои международные позиции. Так, за период с 2003 по 2007 гг. мы опустились в рейтинге “The e-readiness rankings” аналитического центра Economist Inteligence Unit с 44-го на 57-е место.

PC Week: Это интегральная оценка нашей “успеваемости”, включающей и потребление чужих продуктов для образования, и собственные разработки. А как вы оцениваете вклад России в международную копилку e-Learning?

В. Т.: Попыток развивать технологии e-Learning в наше стране предпринимается немало, есть и удачные. В качестве примера назову компанию “Прометей”, создавшую доступную по цене и по технологиям для дистанционного обучения систему LMS; компанию “e-Learning-центр”, которая прогрессирует в области создания контента, в основном для корпоративных заказчиков; успешно работают фирмы Competentum, REDLAB, “АйТи”, WebSoft и некоторые другие. Среди этих российских организаций есть и разработчики собственных продуктов, и системные интеграторы, продвигающие зарубежные решения.

Но страна наша устроена так, что основной мотивацией деятельности у нас является указание сверху. Поэтому формирование рынка e-Learning особенно сильно сдерживается отсутствием государственной политики в этой области. Нам еще очень далеко до индустрии e-Learning. Сегодня мы здесь опаздываем и не можем рассчитывать ни на какую ощутимую долю этого рынка.

PC Week: Без указания сверху у нас с e-Learning особо не получается. Но молодежь требует новаций в системе образования. Как это противоречие будет разрешаться в нашей стране?

В. Т.: Тенденции уже видны. В США прогноз на ближайшее десятилетие таков: из 3 тыс. вузов там останется всего четыреста, и это будут именно те, которые освоят e-Learning. Эти учебные заведения в состоянии масштабироваться и по горизонтали, и по вертикали. Благодаря e-Learning они со своими образовательными услугами могут присутствовать везде, где есть подключение к Интернету.

Если молодое поколение нашей страны не найдет удовлетворения своих запросов по домашнему образованию, они будут учиться в зарубежных вузах, даже не пересекая государственной границы. И если наша система образования не хочет потерять молодежь, нужно развивать e-Learning. МЭСИ, используя e-Learning, сумел за 15 лет увеличить число студентов с 3 тыс. до 200 тыс. при 100-процентном трудоустройстве выпускников.

PC Week: Как у нас в стране обстоит дело с законодательной базой для e-Learning?

В. Т.: В 1997 г. инициативная группа представителей российских вузов, работающих в области электронного образования, инициировала эксперимент по использованию дистанционных технологий в образовании. Он завершился успешно, сломав сопротивление наиболее консервативных из числа влиятельных чиновников, которых специально пригласили в комиссию. Это позволило поставить вопрос об усовершенствовании законодательства в области образования: были введены изменения, разрешающие использовать различные технологии дистанционного обучения в разных формах. Ощутимое оживление в области дистанционного обучения наблюдалось в первые годы XXI века.

Поскольку принятый закон не имел прямого действия — он требовал поддержки подзаконными актами, — и такие акты были подготовлены. Это было четыре года назад, и тогда нашу работу полностью отклонили. Можно сказать, что сегодня никакого нормативно-правового обеспечения в области e-Learning в стране нет.

Мы начали новый этап формирования законодательной базы для него. Пока результат малоутешительный: в Думе наши инициативы поддерживаются, но правительство отказывает нам, считая такие законы преждевременными и ненужными. Направление e-Learning не требует денежных средств — нужна только добрая воля и желание работать.

К нынешней осени мы хотим подготовить доклад для президента страны о состоянии дел с e-Learning в мире и в России, подписать его планируется в Госдуме. И в этом же году — подготовить проект первого закона о e-Learning. В следующем году собираемся разработать закон об индустрии e-Learning, а затем, к 2012-му, — закон об индустрии знаний. Таковы наши планы, и остается только надеяться, что на этом этапе нам повезет больше, чем на предыдущем.

PC Week: Какие тенденции в области e-Learning сегодня наблюдаются в мире?

В. Т.: Многие страны, в том числе и Россия, озабочены построением информационного общества. Разрабатываются или уже реализуются программы трансформации к условиям, которые оно диктует. При этом в развитых государствах главным объектом внимания в таких программах является адаптация университетов к условиям информационного общества, поскольку там полагают, что будущее страны готовится именно в системе образования: какова она сегодня, такой страна будет через пять лет. В этом ключе и идет реформирование образовательных систем в мире. Классические методы образования трансформируются в e-Learning, университеты и школы — в e-University, e-School.

Страны, которые прошли этот этап, делают следующий шаг: используя технологии LMS, образовательные учреждения становятся структурами, создающими новые знания, причем не только для целей обучения, но и для практического использования в бизнес-среде. Эффективность вузов в таких условиях оценивается не просто по количеству и качеству подготовленных специалистов, а по объему сгенерированных вузом знаний, переданных на использование в экономику. Для таких стран технологические проблемы — пройденный этап. Для их вузов важно, чтобы в рамках каждой преподаваемой дисциплины, на каждом занятии генерировались новые знания.

PC Week: Благодарю за беседу.