Завершил свою работу летний лагерь “Цифровая экология 2008”, проводившийся с 10 по 20 августа 2008 г. на биостанции Нижегородского государственного университета им. Н. А. Лобачевского в деревне Старая Пустынь. Лагерь был организован сотрудниками Медиалаборатории Нижегородского государственного педагогического университета при участии экспертов ЛИНЭКС и поддержке компании “Прожект Хармони Инк.”. Это первое в России летнее мероприятие, реализованное в рамках так называемой “модели 1:1” (один ученик — один компьютер).

В работе лагеря приняли участие 32 учащихся 5—7 классов. Задача специального отбора этих учеников перед школами не ставилась, поскольку организаторам было важно получить результаты, имеющие значение не только для элитарных учебных заведений, но и для всей системы образования. Каждый школьник получил на время ноутбук XO, разработанный американской некоммерческой организацией One Laptop Per Child (OLPC) и предоставленный голландским благотворительным фондом Making Miles for Millenium. Этот портативный компьютер (известный также как “ноутбук за сто долларов”) был создан с целью решения проблемы “цифрового разрыва” между школьниками развитых и развивающихся стран. В течение последнего года это устройство начало использоваться в школах США, Латинской Америки и Азии.

В нижегородском лагере на ноутбук была установлена ОС Linux и использовалось только свободное ПО. Впрочем отмечается, что выбор платформы был обусловлен исключительно ее большей доступностью.

Участники лагеря ходили в экологические походы и осваивали современные цифровые технологии на занятиях по программированию в среде Scratch, конструированию роботов Lego NXT, использованию современных средств GPS-навигации, инструментов графического и фотодизайна, сетевого сервиса mediawiki. Школьники научились работать с ноутбуками, навигаторами, беспроводной локальной и mesh-сетью, графическими программами и измерительными приборами. Примечательно, что за все время не было ни одного случая повреждения оборудования.

Очень удачной, по мнению организаторов, оказалась и модель комбинированного образовательного пространства, в котором экспедиционная экологическая деятельность школьников была дополнена лабораторной работой по созданию цифровых коллекций объектов естественной среды.

С точки зрения организаторов, апробированные образовательные и технологические решения могут быть использованы в качестве перспективной модели реформирования системы летних лагерей и дополнительного образования в России.

Отмечается, что реализация модели “один ученик — один компьютер” возможна на любой из доступных сегодня платформ бюджетных ультрапортативных компьютеров, наиболее известными из которых являются Asus Еee PC и Intel Classmate.