В середине октября Владимир Оверченко, бессменный руководитель учебного центра HP в России, рассказал журналистам о деятельности вверенного ему подразделения за прошедшее со дня основания время (1 сентября центр отметил своё пятнадцатилетие).
По его словам, центр был вызван к жизни необходимостью обучения пользователей установленных в нашей стране Unix-систем производства HP, продажи которых к началу 90-х годов достигли критической массы. Первый учебный курс, посвященный основам HP-UX (Unix в версии HP) и собравший всего девять слушателей, стартовал 31 мая 1993 г., еще до формального решения об открытии учебного центра в Москве. И сейчас это -- один из ведущих на отечественном ИТ-рынке учебных центров.
За прошедшие годы обучение в нём прошло более 32 тыс. ИТ-специалистов (из них 2,5 тыс. — в 2007 г.). В настоящее время центр предлагает почти сотню различных курсов. В его штате — около 20 преподавателей, многие из которых работают там уже более 10 лет; время от времени состав команды пополняется. Кроме того, при необходимости российский центр имеет возможность привлекать к проведению занятий зарубежных экспертов. Обычно это происходит в случаях, когда нужно наладить обучение новейшим технологиям HP. Подобная ситуация возникла, например, в 2006 г., когда для проведения курсов по подготовке к сертификации на ITSM был приглашен один из признанных в этой области авторитетов Дэвид Вилдон, соавтор книг по ITIL v2 и ITIL v3.
“Мы ставим перед собой задачу расти синхронно с продажами оборудования HP в России”, — отметил руководитель учебного центра, указывая на естественную включенность последнего в общую структуру российского офиса HP. Вместе с тем учебный центр является самостоятельным подразделением со своим планом и бюджетом, обладая, в частности, правом закупки необходимого для целей обучения оборудования. В этом году, к примеру, здесь были приобретены и установлены две стойки HP BladeSystem для того, чтобы с их помощью демонстрировать заказчикам реальную работу серверов-лезвий, поскольку соответствующая тематика пользуется хорошим спросом.
Среди других наиболее востребованных среди слушателей тем — Unix, ПО (включая программные средства по управлению сервисами), системы хранения данных. По свидетельству Владимира Оверченко, пользуются популярностью и курсы, посвященные поддержке периферийного оборудования. “Многие крупные корпоративные клиенты, имеющие большой парк установленных лазерных принтеров, хотят подготовить для их обслуживания квалифицированный персонал”, — пояснил он.
По его словам, в последнее время всё шире распространяется мнение о том, что наиболее приемлемым подходом в современных условиях является смешанное обучение, когда целесообразность того или иного метода определяется в зависимости от конкретных условий, в том числе с учетом стоимости обучения. Так, наиболее эффективной формой с точки зрения достижения конечного результата является наставничество, но она же оказывается и наиболее дорогой. А самой дешёвой форме обучения — дистанционным веб-тренингам — нередко сопутствует и низкий уровень эффективности.
Учебный центр HP придерживается традиционного метода обучения слушателей — под руководством преподавателя либо в классах самого центра, либо на территории заказчика. Тем не менее почти два года здесь поэтапно развивается дистанционное обучение на основе веб-конференций (в самой компании соответствующие технологии используются примерно с 1999-го).
Исследование IDC показывает, что в среднем проекты, в которых 6-10% бюджета выделяется на тренинг, оказывались успешными в 2 раза чаще, чем те проекты, в которых на эти цели инвестировалось 4% бюджета или менее.
Как подчеркнул Владимир Оверченко, данное начинание оказалось вполне успешным, поскольку позволило существенно расширить аудиторию слушателей. Дистанционные курсы делятся на теоретический тренинг в условиях интерактивного общения (так называемые “вебинары”) и занятия в формате RAIL (Remote Assisted Instructional Learning), сочетающие теоретическую часть и лабораторные работы, выполняемые с использованием удаленного доступа к ресурсам виртуальных лабораторий (HP Virtual Labs) .
Физически последние, по информации HP, представляют собой крупнейший в мире центр обработки данных, функционирующий в непрерывном режиме, в котором размещено более трёх тысяч серверов различного класса, огромное количество систем хранения данных (их совокупная ёмкость — около 0,5 петабайта), объединенных кабельными соединениями совокупной протяженностью свыше 35 км.
Веб-конференция рассматривается в HP как услуга (SaaS), для реализации которой было необходимо создать инфраструктуру достаточно мощную для того, чтобы поддерживать так называемые виртуальные классы (HP Virtual Room). При этом от клиента требуется лишь наличие компьютера с доступом в Интернет. Кроме того, в зависимости от пропускной способности сети (определяющей возможность гладкой передачи голоса посредством технологии VoIP) на стороне слушателя может понадобиться также телефон для организации телефонной конференции, которая рассматривается как дополнительно предоставляемая услуга.
Хотя передача видеоизображения может предъявлять более жесткие требования к пропускной способности каналов связи, для учебного центра эта сторона не является критичной, поскольку, как заверил его руководитель, при проведении семинаров преподаватели не используют динамических изображений.
В любом случае при подготовке “вебинара” специалисты тестируют возможности доступа слушателя к ресурсам учебного центра и виртуальных лабораторий HP.
Несмотря на то что учебный центр довольно активно проводит дистанционное обучение (в частности, в режиме “точка -- точка”, когда преподаватель из Москвы ведёт семинар для группы слушателей в каком-нибудь из удаленных российских городов), эффективные методы дистанционного обучения. По мнению Владимира Оверченко, в целом еще не слишком широко распространены в образовательной среде нашей страны.
По словам руководителя подразделения технологических сервисов HP Сергея Рассказова, учебный центр вовлечен также в решение более глобальных задач, стоящих перед HP, в том числе оказывает содействие в разработке университетских образовательных программ и обучает ИТ-специалистов заказчика в рамках выполнения проектов по поставке и поддержке оборудования и программного обеспечения HP.