Недавно состоявшийся в Москове форум Cisco Expo 2008 проходил под девизом “Оптимизация. Опыт. Сеть”. Обычно об оптимизации и опыте вспоминают, когда налицо проблемы с ресурсами. Да и впрямь — на дворе мировой финансовый кризис, спонсоры форума в своих пленарных выступлениях говорили, что по пятам за ним следует экономический спад, что нужно менять бизнес-процессы, сосредоточиваясь прежде всего на ускорении принятия решений. Но у хозяина форума, как оказалось, был подготовлен свой, довольно неожиданный ответ на вызовы кризиса.
Вице-президент Cisco Блейк Салле, отвечающий за продажи продуктов, относящихся к новым технологиям, заявил, что в кризис Cisco вступает с амбициозными инвестиционными проектами, которые, как надеется руководство корпорации, принесут ей 6,5 млрд. долл.
Сегодня свою задачу компания видит в создании устойчивых новых бизнесов с миллиардным потенциалом, в архитектурной интеграции, в налаживании механизмов поддержки основного бизнеса Cisco и смежных технологических бизнесов. Для этого компания стремится превратить инновации в тщательно планируемый процесс, она налаживает непрерывный поток образования новых бизнесов, расширяющих ее присутствие на новых рынках и в новых технологиях. При этом компания готова рисковать, и ее руководство осознает, что порой на этом пути приходится выбирать агрессивные методы.
В настоящее время в Cisco уже существуют четыре (cо временем их должно стать 12) бизнес-структуры, реализующие новую, инновационную модель развития корпорации: Safety Security Systems (подразделение охранных систем), Converged Security Infrastructure (подразделение инфраструктуры конвергенции безопасности с другими службами), Digital Media Management (подразделение управления цифровыми средами) и Telepresence Systems (подразделение систем телеприсутствия). Эти структуры работают на конкурентной основе, и предполагается, что некоторые из них ввиду их венчурной природы будут закрыты.
Согласно статистическим данным, только 25% венчурных проектов оказываются успешными. Cisco намерена за счет тщательного их отбора и хорошего управления ими довести долю успешных проектов до 60%. Из этой арифметики следует, что для выхода на 12 новых бизнес-направлений компании нужны 20 инвестиционных проектов. Из статистики венчурного бизнеса также известно, что только 2% предложений запускаются как проекты. Следовательно, компании предстоит опробовать 1000 новых идей.
В качестве источников идей Cisco рассматривает все доступные ресурсы: персонал компании, партнеров, пользователей, конкурентов, консультантов, свою Сетевую академию... В Cisco, как утверждает ее руководство, создана инновационная среда, каждый третий сотрудник вовлечен в НИОКР. В компании работает ресурс вики под названием Idea Zone (I-Zone), где любой сотрудник может предложить идею нового продукта или бизнес-структуры. 18% дохода (примерно 5 млрд. долл.) компания ежегодно вкладывает в НИОКР.
Незадолго до начала форума Cisco Expo 2008 были объявлены результаты всемирного конкурса инноваций Cisco I-Prize, который тоже был одним из каналов поиска инновационных направлений развития. Конкурс продолжался год, в нем участвовало более 2500 инициативных людей из 104 стран. Победу одержала интернациональная группа из трех человек — гражданина Германии и двух россиян. Предложения конкурсантов оценивались в том числе и по упомянутому критерию перспективности выхода на миллиардный бизнес за 5—7 лет. Молодые люди предложили новый метод использования IP-сети в качестве платформы для систем управления энергосбережением. Каждый из победителей получил по 250 тыс. долл., плюс к этому гонорару группе выделили 10 млн. долл. и место работы в Cisco для реализации предложенного ею бизнес-плана.
Как сообщил вице-президент Cisco в России Роберт Эйджи, направленную инвестиционную деятельность компания ведет и в нашей стране. Так, недавно здесь был открыт венчурный фонд корпорации. Он занимается поиском российских компаний и проектов, перспективных для инвестиций, и в скором времени планирует запустить свой первый проект.
Г-н Эйджи рассказал также, что из-за последствий разразившегося кризиса некоторые партнеры уже обратились в Cisco за финансовой поддержкой. Несмотря на сложную мировую финансовую ситуацию компания Cisco Capital продолжает прямое долгосрочное льготное кредитование российских партнеров и заказчиков корпорации. Роберт Эйджи проинформировал, что со времени старта в 1997 г, включая кризисный 1998-й, Cisco Capital столкнулась в России только с одним случаем невозврата средств в размере 350 тыс. долл., в то время как общая сумма кредитов за это время составила более 750 млн. долл.
Расширение технологического и продуктового спектра требует от Cisco увеличивать в России количество партнеров. Как сообщили представители регионального руководства компании, особое место в развитии партнерской сети в нашей стране отводится мастер-партнерам, специализирующимся на определенных технологиях. Культивация партнеров этой категории, как считают в Cisco, диктуется экономической целесообразностью, связанной с усложнением технологий. Предполагается, что технологическая специализация будет способствовать взаимодействию партнеров в рамках ИТ-проектов. Продажа новых продуктов компании — видеонаблюдения, DMS (Digital Media Systems) — тоже будет происходить через специализированных партнеров. Для этого запущена программа ATP (Advanced technology provider), предусматривающая их подготовку и сертификацию.
Накануне форума глава компании Джон Чемберс, воспользовавшись системой TelePresence, установленной в московском офисе Cisco, провел ряд встреч с российскими бизнесменами, представителями системы образования и СМИ. Отвечая на вопросы журналистов, он сказал, что это не первый кризис в мировой экономике, который пережила Cisco, и всякий раз она выходила из них с увеличением своей доли рынка. Объяснил он это в том числе и тем, что во время кризиса компании перестают рисковать и обращаются только к самым надежным поставщикам.
С оптимизмом руководство корпорации смотрит и на нынешний кризис, сосредоточившись на своей новой программе инвестирования внутренних инноваций. Финансовое положение Cisco г-н Чемберс оценивает как надежное (у компании только наличных средств около 28 млрд. долл.). Начал же он свое общение с журналистами со слов: “Если вы согласитесь со всем, что я скажу… значит, я выступил плохо”. Так он настраивал аудиторию на полемический лад. Но, возможно, Джон Чемберс также имел в виду, что найдутся и те, кто готов бросить Cisco вызов.