Что ждет ИТ-отрасль в наступившем году? Точно спрогнозировать развитие событий невозможно из-за непредсказуемости развития экономики и разнообразия самого рынка ИТ, но можно попытаться разобраться с тем, что происходит в отдельных его сегментах. О ситуации в области ИТ-образования научному редактору PC Week/RE Елене Гореткиной рассказал Дмитрий Гудзенко, директор центра компьютерного обучения “Специалист” при МГТУ им. Н. Э. Баумана.
PC Week: Как экономический кризис отразится на рынке специального образования?
Дмитрий Гудзенко: Осложнения в экономике стимулируют эту сферу, потому что если у человека все хорошо, у него нет стимула для обучения — ему и так платят. Когда на предприятиях не хватает кадров, они возьмут любого специалиста и в случае необходимости сами пошлют его на курсы.
PC Week: Означает ли это, что спрос на обучение останется таким же, как и до кризиса?
Д. Г.: Конечно, ситуация меняется. В частности, ощущается снижение затрат на обучение со стороны компаний. Но в первую очередь это затронуло направления, не имеющие явной связи с производством, например второе высшее образование, тренинги личностного роста, дорогие семинары зарубежных гуру. А профессиональное обучение пострадало меньше, потому что повседневные задачи все равно необходимо решать. К тому же в нынешних условиях нужно, чтобы люди работали еще лучше, чем раньше, поскольку компании сокращают штаты, и круг обязанностей оставшихся сотрудников расширяется. Так что снижается интерес к дорогим курсам, а практичные специальности остаются востребованными.
В декабре — ноябре 2008 г. некоторые компании “зарубили” все обучение, но теперь поняли, что нельзя совсем ничего не вкладывать в персонал, потому что это разрушает их основную деятельность. Ведь для предприятий сотрудники — это главная ценность, именно они приносят деньги, и чем выше их квалификация, тем больше от них пользы.
PC Week: А как ведут себя индивидуальные слушатели?
Д. Г.: Если до кризиса за переподготовку в основном платили компании, то сейчас больше интереса проявляют сами люди. Причина понятна. Ведь теперь на рынке труда появилось много специалистов и компании могут нанять тех, кто им требуется, или сказать кандидату: “Плати за подготовку сам, и тогда мы тебя возьмем”. Так что сейчас рынком труда управляет работодатель. Примерно такая же ситуация была в кризис 1998 г. Люди вдруг оказались без работы, и у нас было полно обращений от желающих получить новую специальность.
PC Week: Что происходит с точки зрения конкуренции между учебными центрами?
Д. Г.: Число клиентов сокращается и конкуренция усиливается. В результате цены снижаются, появляются скидки. Но иногда нам это на руку. Так, мы получили новых клиентов потому, что небольшие учебные центры стали реже включать в расписание некоторые учебные группы, а людям это неудобно, и они идут туда, где больше предложений.
PC Week: Сейчас все компании стараются приспособиться к нынешним нелегким условиям. Какие шаги предпринимает ваш учебный центр в этом направлении?
Д. Г.: Мы увеличили число консультантов, помогающих людям правильно выбрать программу обучения, исходя из их знаний, целей обучения и финансовых возможностей, подобрать подходящий график.
Ассортимент курсов мы не сократили, но некоторые группы стали включать в расписание реже, в основном пользующиеся меньшим спросом. Уменьшение числа слушателей, конечно, происходит, но не за счет снижения числа предложений, а в результате сокращения количества людей в группах. Если раньше было 11—12 человек, то теперь 10—11. Хотя это отрицательно сказывается на прибыли, зато позволяет сохранить ассортимент курсов и положение на рынке.
Для снижения издержек мы проводим внутреннюю оптимизацию, но сокращаем не преподавателей, а вспомогательный персонал. В результате нагрузка на каждого сотрудника выросла, но иначе невозможно сохранить зарплаты в условиях снижения цен.
В общем, главная установка — сокращение административных расходов, отказ от лишних помещений, усиление автоматизации.
PC Week: Какую роль играет автоматизация в процессе управления учебным центром?
Д. Г.: Очень большую. Мы сами создали систему, в которой учитывается все — от первого обращения клиента до его анкеты и выдачи сертификата. Это позволяет контролировать качество образования, потому что всегда можно посмотреть, как учился человек, прогуливал ли занятия, активно ли занимался, как прошел тестирование. К тому же мы всегда можем узнать, какие курсы он проходил, и в дальнейшем предлагать ему другие программы.
Кроме того, автоматизация существенно экономит труд менеджеров, например помогает при составлении расписаний. У нас всего четыре человека ведут расписание 140 преподавателей. Благодаря этой системе мы также можем эффективно загружать классы. Простой помещений приводит к существенным расходам. Ведь приходится платить за аренду, амортизацию техники. Чем больше класс загружен, тем меньше затрат приходится на каждого учащегося. Наша система работает с 2002 г., и мы ее постоянно совершенствуем, подстраивая под свои нужды.
PC Week: Что сейчас происходит на рынке труда в отрасли ИТ? Какие специалисты в дефиците? Как, по вашему мнению, будет развиваться ситуация в дальнейшем?
Д. Г.: Прошло время полупрофессионалов. Если раньше работодатель брал человека, который хоть что-то умел, то сейчас уровень требований существенно вырос, потому что от людей требуется больше отдачи.
В дефиците те, кто делает что-то реальное, например системные администраторы, инженеры техподдержки, программисты. Но спросом пользуются профессионалы с высокой квалификацией. А специалисту по каким-то сложным системам трудновато найти работу, потому что сейчас предприятия отказываются от дорогих систем в пользу более дешевых. Я могу точно сказать, что спрос на специалистов по SAP будет меньше, чем по “1С”.
Лозунг 2009 года: “Быстрее и дешевле”. В прошлом году была гонка потребления в условиях избытка денег. Но сейчас мы возвращаемся к нормальной ситуации. Поэтому спрос на специалистов по “1С” огромный уже сейчас и будет еще больше. Ведь если раньше некоторые компании собирались внедрять Axapta или SAP, то теперь предпочитают “1С”.
Очень хорошие перспективы у Linux и другого открытого ПО. На предприятиях уже началось внедрение таких систем, и учебные группы заполняются хорошо. Специалисты по Linux всегда были весьма дорогостоящими. Но раньше, в условиях дефицита кадров, было выгоднее взять более дешевого профессионала по Microsoft и купить дорогой софт. Сейчас компании снижают расходы на персонал, а на ПО — еще нет. Но в дальнейшем будут стараться экономить не на людях, а на софте. Ведь лучше заплатить специалисту по Linux немного больше, чем тратиться на ПО Microsoft. Впрочем, это не значит, что спрос на обучение по технологиям Microsoft снижается. Он как был, так и остается высоким.
Будут востребованы и программисты. Ведь раньше офшорное программирование у нас слабо развивалось, потому что рабочая сила была очень дорогой, а сейчас зарплата станет меньше, чем на Западе, и спрос вырастет.
PC Week: Как вы оцениваете перспективы дистанционного обучения в нынешних условиях?
Д. Г.: Интерес вырастет, потому что такой способ обучения обходится существенно дешевле очного образования. Нет затрат на помещение, плата за технику ниже, не нужно платить за переезды, да и труда преподавателя в расчете на одного слушателя расходуется меньше. Но дистанционное обучение требует больше усилий со стороны слушателя. В классе преподаватель задает ритм, взаимодействует с группой, обеспечивает моментальную обратную связь, а когда учителя рядом нет, ученику приходится больше работать самому.
PC Week: Востребованы ли сегодня услуги сертификации? Какую роль играют международные сертификаты в нынешних условиях?
Д. Г.: Интерес к сертификатам растет, потому что они нужны для работы за рубежом. Ведь сертификаты — это пропуск по всему миру. Их не надо повторно подтверждать или менять, они действуют в любой стране. К тому же в Европе недавно ввели так называемые “голубые карты” и выделили квоты на специалистов. Поэтому многие уже рассматривают возможность эмиграции. Но пока ситуация у нас не такая, как была в 1999 г. Сейчас идет переходный период, когда многие находятся в растерянности. Но тем не менее спрос на сертификацию начинает расти, а примерно через месяц мы ожидаем настоящий бум.
PC Week: По прогнозам, нынешний год будет нелегким для отрасли ИТ. Какие действия вы планируете в таких условиях?
Д. Г.: Будем корректировать ассортимент предложений в сторону более востребованных курсов. Узнать, что нужно, несложно. Если на какие-то специальности есть спрос, значит этому и надо учить, если на какие-то курсы идет большой поток — их и нужно развивать.
Например, сейчас наблюдается спрос на курсы по Web-технологиям: подготовка Web-дизайнеров, поисковых оптимизаторов, HTML-верстальщиков. Это связано с переменами на рынке рекламы. Сейчас рекламные бюджеты урезают, а рекламировать и продавать продукты все равно нужно. Поэтому компании ищут более дешевые варианты: сайты и интернет-магазины. Специалисты по Web будут востребованы. Спрос на них был и раньше, а сейчас он явно вырос.
Популярны также курсы по программированию, из них главный хит — по программированию на платформе “1С”. Ожидается рост спроса на курсы по ремонту компьютеров. Если раньше компания обращалась в дорогой сервисный центр, то теперь будет стараться найти хорошего профессионала. Вообще на все специальности, которые позволяют делать что-то реальное, спрос возрастет.
Исходя из всего сказанного, мы будем развивать направления Web, “1C”, Linux, Microsoft. Но сохраним и остальные традиционные специальности.
Кроме того, мы усиливаем работу нашей службы трудоустройства. Раньше она не была особо востребована, потому что все находили работу сами, но сейчас стала очень нужной. Будем делать на этом акцент, рекламировать эту службу среди работодателей. Ведь у нас больше информации о кандидатах, чем, скажем, у кадрового агентства. Мы знаем, как человек учился, много ли прогуливал, как прошел тестирование.
А вообще в 2009 г. мы ожидаем роста за счет спроса со стороны индивидуальных заказчиков. В декабре многие еще не верили в кризис, но в январе ситуация стала меняться. И чем больше будет поток сокращений, тем больше у нас будет слушателей.
PC Week: Чем объясняется такой оптимистический настрой?
Д. Г.: Прошлым опытом. В 1999 г. у нас был двукратный рост. Сейчас опять есть основа для оптимизма. Сытость не мотивирует желание учиться. Люди приходят к нам, когда хотят поменять что-то в своей жизни.
PC Week: Спасибо за беседу.