Если не принимать в расчет нетбуки, то ПК с Linux или без операционной системы встречаются довольно редко — вендоры говорят о том, что спрос на такие конфигурации невелик. Между тем вернуть деньги за OEM-версию Microsoft Windows, установленную на новом компьютере, очень сложно. Вероятно, именно это обстоятельство побудило ФАС РФ разобраться в ситуации. “Учитывая тот факт, что подобная ситуация ограничивает конкуренцию на рынке производителей ОС, — сообщил Владимир Кудрявцев, начальник управления информационных технологий ФАС России, — мы проводим проверку на соблюдение антимонопольного законодательства среди шести производителей (Acer, Asus, HP, Samsung, Dell и Toshiba — Прим. ред.), в сумме занимающих больше 60% рынка ноутбуков в РФ”. По результатам контрольных мероприятий (не ранее, чем в середине марта) будет составлен акт и в случае выявления нарушений принято решение о возбуждении дела и определены меры по устранению нарушений.
К возврату не готовы
По оценкам ФАС, в возврате ОС могут быть заинтересованы до 10% покупателей (в основном это квалифицированные пользователи, которые могут самостоятельно произвести переустановку ОС). Чтобы представить, как сегодня решаются подобные вопросы, мы, не дожидаясь результатов проверки ФАС, разослали запросы в пресс-службы крупных производителей портативной техники, представленных в России. Результат нас, откровенно говоря, разочаровал: одни вендоры не ответили вообще (Acer, BenQ, HP, Lenovo, Asus, Samsung, LG), в Toshiba отказались от комментариев, а компания Fujitsu-Siemens, в лице Ладислава Оренича, регионального директора по продажам в регионе Северо-Восточная Европа, сообщила, что у неё "есть четкая процедура подобного возврата в соответствии с существующим законодательством". Однако, в ответ на просьбу продемонстрировать этот документ нам сообщили, что он находится только в стадии предварительной подготовки и будет принят не ранее, чем через месяц—два.
Тогда мы разослали аналогичные запросы (уже от имени покупателя, не желающего использовать Microsoft Vista на новом ноутбуке) в службы поддержки Acer, Asus, Samsung, Toshiba, HP и Rover Computers с просьбой разъяснить процедуру возврата ОС на основании ч. 2, ст. 16 закона РФ “О защите прав потребителей” и ст. 428 ГК РФ. Ответы нас, мягко говоря, озадачили. Компании уверяли нас, что работают в соответствии с российским законодательством, а их продукция соответствует мировым стандартам качества. Но по сути заданного вопроса, за единственным исключением, все ответили отказом. "Ваше требование о возврате денежных средств за неиспользуемую операционную систему считаем необоснованным", — написала нам руководитель Службы клиентской поддержки Rover Computers Елена Весновская. А Мария Коровенкова, менеджер по работе с клиентами российского представительства компании Hewlett-Packard, ответила следующим образом: “HP не предлагает пропорционального возмещения стоимости каких бы то ни было компонентов (в т. ч. операционных систем), предустановленных на наши компьютеры”. Совсем уж удивила Ирина Калмыкова, менеджер по сервисным претензиям Acer CIS, сообщившая буквально следующее: “… Предустановленная операционная система устанавливается в ноутбуки исключительно в рекламных целях на безвозмездной для покупателя основе. Именно поэтому при продаже товара договор купли-продажи (чек) оформляется только на сам ноутбук”. Следовательно, по ее мнению, “предустановленная ОС не подлежит продаже, а значит не производится и ее возврат!”.
А вот как это прокомментировал Владимир Кудрявцев: “Утверждения о том, что стоимость OEM-версии Windows Vista для ноутбуков невелика или вовсе нулевая, как минимум, не совсем точны. У компании Microsoft производство ПО — один из основных видов деятельности. Тем более, основная ставка делается именно на OEM-версии, особенно в России”. Кроме того, если сравнить цены на те редкие модели ноутбуков, где есть выбор операционной системы, то техника с предустановленной Vista будет явно дороже, чем Linux или FreeBSD — разница налицо.
Только в компании Asus нам предложили сообщить серийный номер ноутбука и прислать отсканированное изображение гарантийного талона с датой его продажи. После этого, как нам сообщили, нужно будет обратиться в один из авторизованных сервисных центров компании, где с ноутбука будет удалена ОС, а покупателю возвращены деньги. Кстати, Asus, по нашим данным, уже прислала в ФАС официальный ответ с четко прописанной процедурой возврата ОС, причем её стоимость указана в пределах от 20 до 77 долл. в зависимости от версии.
Официальные представители российского офиса Microsoft заявили нам, что в настоящее время "существует порядок возврата ОС Microsoft, при котором OEM-партнеру возвращается стоимость ОС, например, в случае отказа покупателя принять условия лицензионного соглашения Microsoft. Наши OEM-партнеры знают о существовании таких договоренностей между ними и Microsoft. А правила взаимодействия с покупателем устанавливаются производителями компьютеров".
Проблема ждет решения
В настоящий момент в ФАС не предполагают никакого квотирования продукции вендоров по установленной на них ОС. Как отмечает Владимир Кудрявцев, основная задача — создать условия для того, чтобы реализовать свое право отказаться от той или иной ОС мог каждый желающий того потребитель. Безусловно, возврат ПО — процесс длительный, его нельзя решить в магазине. Именно поэтому необходимо, чтобы все без исключения производители компьютеров четко разъяснили торговым организациям и потребителям порядок возврата денежных средств за предустановленную операционную систему. В идеале, это должно решаться в офисе российского представительства производителя компьютеров или в авторизованном сервисном центре — пользователь предоставил технику и документы на компьютер, написал заявление установленной формы, после этого ПО в течение часа удалено, деньги переданы наличными или перечислены на банковский счет.