Переговоры между японскими компаниями Toshiba и Fujitsu завершились подписанием протокола о намерениях, по условиям которого Toshiba получит в свое распоряжение большую часть активов Fujitsu (находящихся как в Японии, так и за ее пределами), связанных с разработкой, производством, продажей и маркетингом жестких дисков (ЖД). За рамками договоренностей оказались только две составляющие этого бизнеса: о закрытии направления по разработке и производству записывающих магнитных головок Fujitsu сообщила в конце января (PC Week/RE, № 3-4/2009), а направление по выпуску магнитных пластин, составляющих основу ЖД, выразила желание купить еще одна японская компания — Showa Denko.
Для реализации достигнутых договоренностей Fujitsu консолидирует все активы в специально созданной фирме, до 80% акций которой приобретет Toshiba, сделав ее одним из своих структурных подразделений. Для обеспечения плавного перехода бизнеса из одних рук в другие Fujitsu сохранит до 20% акций новой фирмы в течение “определенного” периода времени (хотя его правильнее было бы назвать “неопределенным”, поскольку конкретные сроки пока не указываются), после чего совместная фирма окажется в полной собственности Toshiba. Партнеры планируют завершить организационные процедуры во II квартале нынешнего года.
Сделка с Fujitsu позволит прежде всего укрепить лидирующую позицию Toshiba в сегменте накопителей с малым форм-фактором (2,5-дюймовых и более миниатюрных). Кроме того, Toshiba благодаря приобретению активов Fujitsu рассчитывает выйти на корпоративный рынок ЖД, предназначенных для серверов и систем хранения данных (в этом сегменте весьма прочную позицию имеет Fujitsu), а затем распространить на корпоративный сегмент и созданные на базе собственных разработок флэш-накопители, расширив тем самым объем бизнеса компании в области SSD-устройств, рынок которых бурно развивается в последнее время.
Интеграция c ресурсами Fujitsu позволит практически удвоить долю Toshiba на рынке ЖД (почти до 16%) и составить конкуренцию Hitachi GST в борьбе за третью позицию в списке ведущих производителей. Руководство Toshiba рассчитывает, что к 2015 г. компания сможет добиться на рынке жестких дисков более чем 20-процентной доли.
Отказ от приобретения “компонентной” составляющей ЖД-бизнеса Fujitsu лишний раз свидетельствует о том, что Toshiba не собирается, по крайней мере на данном этапе, выстраивать вертикально-интегрированную модель ЖД-бизнеса. Более того, учитывая предстоящее увеличение объемов производства жестких дисков, Toshiba намерена расширить сотрудничество с производителями компонентов для ЖД, добиваясь за счет этого, в частности, снижения собственных затрат.
Одновременно с сообщением о заключении соглашения с Toshiba появилась информация и о другом решении Fujitsu — продаже бизнес-направления, связанного с выпуском магнитных пластин (в нем занято примерно 360 человек), крупнейшему независимому производителю этой продукции компании Showa Denko. Данная сделка также должна завершиться во II квартале 2009-го.
В Fujitsu посчитали, что уход с рынка ЖД обернется для компании по итогам 2008-го финансового года, который завершится 31 марта 2009-го, убытками в размере 35 млрд. йен (более 370 млн. долл.).