В конце прошлого года завершилась реализация “Инновационной образовательной программы”, которая проводилась в течение двух лет в рамках приоритетного национального проекта “Образование”. За это время государство вложило в систему высшего профессионального образования порядка 30 млрд. руб., и еще 6 млрд. руб. добавил частный сектор. Эти средства были распределены между 57 вузами, отобранными в результате открытого конкурса.
Теперь наступил следующий этап — освоение результатов этого самого масштабного образовательного проекта за последние 20 лет. О том, как данный процесс проходит в Московском государственном строительном университете (МГСУ), на состоявшейся 18 февраля научно-практической сессии “Инновационные образовательные технологии в высших учебных заведениях — тенденции и перспективы” рассказал проректор по учебно-методической работе МГСУ Владимир Гагин. По его словам, бюджет программы составил около 713 млн. руб., из которых от государства поступило 541 млн. руб, а остальное получено из других источников в рамках софинансирования. Эти средства пошли на приобретение лабораторного оборудования, разработку и покупку ПО, подготовку методических материалов, модернизацию материально-технической базы и повышение квалификации персонала. Как подчеркнул проректор, эта программа была предназначена для улучшения качества образования не только в МГСУ, но и во всех вузах, входящих в ассоциацию строительных университетов России и СНГ.
В ходе реализации национальной программы был создан ряд научно-образовательных и исследовательских центров, предназначенных для компьютерного моделирования уникальных зданий (НИЦ КМ); разработки новых строительных технологий и материалов и управления сложными инвестиционными строительными проектами, а также межфакультетский учебно-методический центр; кафедры высотного строительства и интеллектуальных систем автоматики.
Освоение новых технологий и оборудования уже началось. Как рассказал Владимир Гагин, МГСУ заработал за счет выполнения образовательных и научно-производственных проектов порядка 72 млн. руб. В качестве примера он привел межвузовский отраслевой комплекс “Открытая сеть образования в строительстве”, включающий мультимедийные студии для подготовки учебных материалов и аудитории удаленного доступа, связь с которыми реализована через Интернет по спутниковой линии. “Это один из наших самых крупных проектов, — пояснил г-н Гагин. — Основная идея этой сети — распространение знаний по региональным строительным вузам, которые входят в ассоциацию. Мы уже провели десятки онлайновых семинаров, реализуем подготовку по программе MBA и даже провели защиту дипломных проектов в дистанционном режиме”. Данная сеть была запущена в прошлом году, и на данный момент от ее эксплуатации получено 5,2 млн. руб.
Два других проекта реализованы вместе с компанией “Русский стиль”. Это центр инновационных технологий обучения (ИТО) и центр лингвистического и международного образования. В обоих центрах проходит основное обучение студентов, а также организованы курсы дополнительного профессионального образования и повышения квалификации, идут заседания советов международных экспертов, ведутся подготовка, запись и тиражирование учебных материалов. “В 2008 г. мы создали ряд учебных программ, которые по идее должны окупить затраты на эксплуатацию нового оборудования. Ведь раньше обслуживающий персонал получал зарплату из средств, выделенных на реализацию инновационной программы, а теперь она завершилась, и мы переходим на самофинансирование. Есть разные варианты -- например, преподаватель готовит учебные материалы для дистанционного образования, но оплату получает не сразу, а после поступления денег от реализации его лекций”, — поделился опытом Владимир Гагин.
Еще один источник поступлений — заочники, которые обучаются на платной основе. Для них предназначен центр ИТО. По словам Владимира Гагина, дистанционное образование пока доступно не всем заочникам, но уже есть первый опыт на базе центра в Нижневартовске. В других регионах этот процесс еще только отрабатывается и идет подготовка контента для дистанционных курсов, так как в данный момент учебных материалов явно не хватает.
Но начавшийся экономический кризис затрудняет трудоустройство выпускников. В такой ситуации Елена Соболева, исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров, советует вузам параллельно с освоением результатов “Инновационной программы” настраиваться на антикризисные меры: “Мне кажется, у высшего профессионального образования есть резерв. Это программы дополнительной профессиональной подготовки. Сейчас государство создает систему, в том числе информационную, позволяющую определить будущие потребности в специалистах. Уже началась работа по прогнозированию, ведутся опросы работодателей, в потом будут анализироваться результаты”. По словам Елены Соболевой, на решение проблем занятости населения в регионах государство решило направить 43 млрд. руб. По ее оценке, из этих средств порядка 25% будут выделены на дополнительное образование. “Некоторые предприятия даже в нынешних нелегких условиях занимаются техническим перевооружением, чтобы приспособиться к посткризисным условиям, -- сказала г-жа Соболева. — То же самое нужно делать и системе образования — работать с опережением, чтобы определить, какие программы и курсы потребуются через несколько лет”.