В последние годы любое мероприятие, в котором принимают участие руководители ИТ-подразделений российских компаний, в той или иной степени неизменно сводится к обсуждению роли CIO и его взаимоотношений с бизнесом. Не стало исключением и прошедшее 23 февраля ежегодное заседание Попечительского совета российского Союза ИТ-директоров (СоДИТ), собравшее членов совета и правления СоДИТ. В фокусе состоявшейся дискуссии оказались такие вопросы, как повышение статуса профессии ИТ-директора, формирование коммуникативной среды, способствующей эффективному росту их профессионализма, создание благоприятных условий для деятельности CIO. Главными путями достижения этих целей председатель правления СоДИТ и руководитель ИТ-департамента негосударственного пенсионного фонда “Благосостояние” Борис Славин назвал взаимодействие с CIO-сообществом, властью и обществом в целом. “Поддержка клубного движения, экспертиза и продвижение проектов ИТ-директоров и выработка позиций самого сообщества — вот генеральный путь развития в современной экономической ситуации”, — подчеркнул он.
Говоря же о нынешнем статусе ИТ-руководителя, генеральный директор “Лаборатории Касперского” Евгений Касперский отметил, что сегодня это не просто начальник системных администраторов, а один из главных людей в компании, который отвечает за автоматизацию бизнес-процессов: “Он сам должен предлагать, что нужно сделать для того, чтобы компания работала более производительно. Поэтому в моем понимании ИТ-служба — это организация в организации, которая должна делать всё для того, чтобы повышать эффективность бизнеса”. В целом, как описал заместитель министра связи и массовых коммуникаций Дмитрий Северов, рынок ИТ проходит три стадии созревания: сначала ИТ-директор действительно является начальником сисадминов и не более того, затем он становится неотъемлемой частью жизнеобеспечения компании, а на третьем этапе ИТ создают одну из главных ценностей компании, без которых она уже не может вести бизнес.
Аналогичной точки зрения придерживается и директор фирмы “1С” Борис Нуралиев, считающий, что главная задача ИТ-директора и ИТ в целом — повышать эффективность функционирования организации. “Сегодня предприятиям сложно, — сказал он. — ИТ-директорам нужно проявлять больше гибкости, научиться быстро перестраиваться. Зачастую они по-своему видят ситуацию, но сейчас время помочь бизнесу”.
И именно потому, что ИТ-директора ставят перед собой более общие цели, работая тем самым на повышение эффективности своей организации, их статус определяется не ими. Для повышения статуса CIO академик Абел Аганбегян предложил следующий путь: “Союз ИТ-директоров должен обращаться к тем, от кого зависит статус CIO, а именно к их руководителям — бизнесу в широком смысле слова. СоДИТ должен быть пропагандистом ИТ-методов, показывать генеральным директорам и другим топ-менеджерам (директорам по финансам, по кадрам) эффективность ИТ-средств. Он просто обязан развивать инициативы, выходящие за круг компетенции ИТ-директоров, в том числе организовывать форумы, конференции, семинары, издавать пропагандистские материалы, которые показывали бы эффективность ИТ-деятельности”.
Вместе с тем участники заседания отметили, что задача повышения роли ИТ-директора неразрывно связана и с качеством рынка ИТ-услуг, и с отношением к нему потребителей. “Союз ИТ-директоров — это союз потребителей ИТ-услуг, — заявил ИТ-директор “Альфа-групп” Павел Пестряков. — Поэтому его основная задача заключается в повышении качества рынка услуг, а значит, в повышении качества профессии и реализуемых проектов”.
Вообще распространение информации об успешно выполненных ИТ-проектах, по мнению участников дискуссии, может служить еще одним способом повышения статуса ИТ-директора. И это, как отметил Дмитрий Северов, должно стать важнейшей задачей Союза ИТ-директоров. “Нужно каким-то образом ценность ИТ для бизнеса представить в виде, понятном окружающему нас обществу. ИТ — это не просто экономия на закупке компьютеров, это то, что позволяет быть шире, богаче и эффективней”, — поддержал его Павел Пестряков.
На заседании Попечительского совета СоДИТ было также решено расширить принятые в конце декабря 2008 г. рекомендации ИТ-директорам в условиях кризиса. “Рекомендации очень содержательны, но они направлены внутрь, т. е. адресованы ИТ-директорам. Хотелось бы видеть небольшой раздел, пусть не на профессиональном языке, а на языке примеров, предназначенный для генеральных директоров”, — подчеркнул Дмитрий Северов. Эту мысль поддержал и директор департамента информационных технологий “Аэрофлота” Сергей Кирюшин, который сказал: “ИТ являются одним из ключевых инструментов повышения эффективности бизнеса, включая все аспекты: продвижение и маркетинг продукции, сокращение затрат. И эту мысль надо усиленно пропагандировать и доводить не столько до ИТ-директоров, сколько до генеральных директоров и государства”.
Помимо этого Абел Аганбегян отметил важность деятельности по повышению квалификации ИТ-директоров в области бизнеса, а бизнесменов — в области ИТ. “По существу в любой области всё зависит от людей, и деятельность СоДИТ должна быть направлена на то, чтобы поднять качество этих людей”, — подчеркнул он и предложил изучить опыт других похожих организаций, существующих уже не одно десятилетие.