Каковы перспективы ИТ-аутсорсинга в России? И как на этом бизнесе сказывается мировой финансовый кризис? Вряд ли существуют однозначные и всеми разделяемые ответы на подобные вопросы. Свою точку зрения представил генеральный директор ГВЦ “Энергетики” Евгений Аксенов, проведший мастер-класс на очередном семинаре ассоциации itSMF Russia. Любопытно, что среди слушателей преобладали представители провайдеров ИТ-услуг, а заказчики были в явном меньшинстве.
По мнению Евгения Аксенова, это лишний раз подтверждает его вывод о том, что спрос на ИТ-аутсорсинг в нашей стране значительно ниже, чем предложение. Более того, он убежден, что аналогичная печальная ситуация складывается и с другими видами аутсорсинга: финансовым, кадровым и т. д. Пренебрежение сервисной моделью управления стоит стране примерно 3% ВВП. Если вернуться к ИТ-аутсорсингу, то для обслуживания таких отраслей, как энергетика, транспорт, авиастроение, вполне можно было бы, считает г-н Аксенов, создать две-три сервисные компании с оборотом порядка 1 млрд. долл. Но поскольку на выращивание таких игроков, формирование портфеля сервисов и разумную оценку их стоимости нужно как минимум три года, то надеяться на подобный ход событий в нынешнее кризисное время не следует. Сегодня наблюдается колоссальный дефицит ЦОДов, являющихся необходимым компонентом пакета услуг. На взгляд Евгения Аксенова, положение на российском рынке ИТ-аутсорсинга стало еще тяжелее, чем было до кризиса.
Переход на сервисную модель сопряжен с большими рисками как для провайдеров услуг, так и для заказчиков. И это является главной объективной причиной слабого развития данного сегмента ИТ-рынка. Если передача ряда рутинных хорошо структурированных сервисов, таких как телефония или доступ в Интернет, внешнему исполнителю не вызывает никаких трудностей, то услуги, лежащие в основе ключевых бизнес-процессов, многие компании стараются реализовывать собственными силами. Ключевой мотив — боязнь потерять контроль не только над ИТ-сервисами, но и над основным бизнесом. Думается, в данном случае корень проблемы не в организации ИТ-аутсорсинга, а в правоприменительной практике, связанной с перераспределением собственности.
Если смотреть на проблему с точки зрения ИТ, то Евгений Аксенов порекомендовал аутсосерам в их переговорах с заказчиками ставить во главу угла не предполагаемый бюджет, а отчисления от достигнутой в рамках сервисной модели экономии. При таком подходе заказчик видит в аутсорсере не нахлебника, а равноправного компаньона и с большей вероятностью пойдет на заключение долгосрочного контракта. С другой стороны, это налагает определенные требования и на провайдера, который должен располагать собственными активами и в некоторых случаях выступать в роли инвестора. В условиях кризиса аутсорсер должен, кроме того, гарантировать быструю отдачу от сделанных инвестиций, быть готовым к поддержке транзакций, поток которых меняется в очень широких пределах, и уметь выступать в роли своеобразного брокера, консолидирующего весь пул услуг, часть которых выполняется субподрядчиками, как местными, так и офшорными.