Много ли денег тратят россияне на путешествия по Всемирной паутине? Специалисты фонда “Общественное мнение” считают, что абсолютный показатель средних затрат на домашний Интернет оказывается малоинформативным, когда надо оценить, насколько эти расходы велики для населения конкретного региона.
Поэтому в рамках проекта “Мир Интернета” данный фонд, основываясь на результатах мегаопроса “Георейтинг” (3—17 июня 2009 г., 34 тыс. человек из 68 субъектов РФ) и итогах Всероссийской переписи населения 2002 г. (раздел “Число и состав домохозяйств”), соотнес среднемесячные затраты на домашний Интернет с месячным доходом домохозяйств в регионе.
При этом выявились интересные факты. Например, при равных затратах на Интернет в Москве и Астраханской области (516 руб. в месяц) в столице эта сумма не достигает и 2% от среднемесячного семейного дохода, а в Астраханской области — превышает 4%. В целом же затраты на домашний Интернет в России составляют около 3% бюджета среднего домохозяйства. Однако в некоторых регионах (например, в Еврейской автономной области) этот показатель превосходит 6%.
По мнению организаторов проекта “Мир Интернета”, все субъекты РФ можно рассмотреть через принадлежность к четырем сегментам, различающимся по уровню проникновения Сети и доле затрат на Интернет в месячном бюджете среднестатистического домохозяйства.
Первый сегмент образуют семь субъектов РФ (Томская, Московская, Сахалинская и Мурманская области, Камчатский край, Москва и Санкт-Петербург), где цены на Интернет составляют менее 3% месячного бюджета домохозяйств. Здесь распространенность домашнего Интернета выше среднего по стране (27%) и лежит в пределах 30—54%.
Второй сегмент состоит из четырех регионов (Архангельская, Белгородская и Волгоградская области, Республика Татарстан), в которых доля семей, пользующихся домашним Интернетом, сравнительно невысока (около 24%), хотя относительные затраты на Интернет (от 2 до 2,5%) ниже, чем в среднем по стране. Можно предположить, что в этих регионах менее выражена потребность в Интернете, и низкий уровень проникновения Сети объясняется вовсе не фактором цены, а иными причинами.
Третий сегмент объединяет 33 субъекта РФ с низким (доля семей — менее 27%) уровнем проникновения домашнего Интернета при относительно высокой (свыше 3% месячного семейного бюджета) цене данных услуг. Вероятно, именно в этих регионах вопрос цены на доступ в Интернет может оказаться значимым для увеличения доли пользователей.
Четвертый сегмент включает в себя четыре региона (Псковская, Челябинская и Магаданская области, Приморский край), в которых, несмотря на относительно высокие цены доступа в Сеть (от 3,5 до 5% месячного бюджета домохозяйств), количество cемей, пользующихся домашним Интернетом, составляет немалую долю (от 30 до 42%). Еще двадцать регионов находятся в промежуточном положении (очень близком к среднестатичстическому “стоимостному” и/или “проникновенческому” показателю) и не могут быть однозначно отнесены к тому или иному сегменту.