Похоже, что OEM-революцию уже можно считать свершившейся. ФАС фактически признало компанию Microsoft монополистом, ОЗПП (Общество защиты прав потребителя) обратилось в суд с иском против ряда вендоров... Как любил говорить один известный политик, процесс пошел.
Таким образом, теоретизировать об OEM-поставках в режиме выяснения правых и виноватых уже бессмысленно. Пора делать какие-то выводы и строить прогнозы. То есть переходить от общего к частному. Например, поразмышлять о том, как эта революция отразится на пользователях свободного программного обеспечения (СПО).
На первый взгляд — завтрашний день будет лучше вчерашнего. Ведь одним из организаторов “борьбы с OEM-беззаконием” стал ЦеСТ (Центр свободных технологий), который по определению должен прежде всего думать не о какой-то абстрактной общечеловеческой пользе, а отслеживать интересы определенного круга пользователей. Однако часто бывает, что между “должен думать” и “думает” — огромная пропасть. И похоже, что в данном случае всё именно так и обстоит.
Прежде всего — о соображениях, так сказать, стратегического характера. Один из активистов ЦеСТа Леонид Кривошеин в своем блоге пишет, что цена вопроса — “1,5—2 млрд. долларов в пользу редмондской корпорации за 2,5-годичный период продажи Windows Vista в России”. Бесспорно, деньги большие. Но вовсе не факт, что избавившись от необходимости оплачивать OEM-версию Windows Vista, покупатель тут же инвестирует эти деньги в СПО-сектор.
Вероятнее всего, какую-то часть потребителей предустановленное ПО устраивает полностью, а кто-то решит заменить Windows Vista на Windows XP. Перейти на Linux мечтают далеко не все, причем вовсе не по причине происков Microsoft — людям может не подходить функциональность свободной системы, или они не принимают СПО по соображениям религиозного характера. Так что в сухом остатке получается не так много, как хотелось бы.
Разумеется, Microsoft каких-то денег при этом не досчитается — “пустячок, а приятно”. Но и тут есть два немаловажных нюанса. Во-первых, финансовые потери этой корпорации будут настолько малы, что она их вряд ли почувствует. Во-вторых, количество положительных эмоций, которые получают поклонники СПО, когда кому-то удается насолить редмондскому гиганту, сильно преувеличено общественным мнением.
Злобные паксквили в адрес Microsoft от СПО-блогеров — либо плод подросткового творчества, либо ответ на какие-то действия маркетологов из Редмонда. У значительной части поклонников Free Software и Open Source слишком развито индивидуалистическое начало, чтобы они обращали внимание на то, что напрямую не затрагивает их интересы.
Один из этих интересов — возможность приобрести компьютер либо с предустановленным Linux, либо вообще без какой бы то ни было ОС. Немаловажная деталь: именно купить для себя, а не помешать Microsoft зарабатывать деньги так, как она считает нужным. Насколько же они обделены современным российским рынком?
“Яндекс.Маркет” утверждает, что покупателям ноутбуков, не желающим платить за систему Windows, предлагается 93 модели с DOS, 58 моделей с Linux и 20 моделей без предустановленной ОС (в данный момент в продаже есть не все, но в природе такие машины существуют). Ценовой диапазон только для Linux-машин — от семи до шестидесяти семи тысяч рублей. Так что купить можно, было бы желание.
Разумеется, названные цифры нисколько не претендуют на роль какого-то серьезного маркетингового исследования. Хотя бы потому, что охватывают только интернет-магазины, работающие в крупных городах. В регионах действительно могут быть проблемы, но об этом поговорим чуть позже.
Главное заключается в том, что потребитель, выбирающий СПО, не так сильно ограничен в праве на выбор, как это может показаться на первый взгляд. Конечно, если есть желание купить какой-то конкретный ноутбук, то все будет несколько иначе. Но в этом случае следует сперва рассмотреть сугубо технический вопрос — а поддерживает ли Linux все аппаратные устройства, включая те, которые даже не нужны покупателю? Если нет, то желание производителя комплектовать машину только системой Windows вполне понятно и объяснимо. И уж наверняка прямой вины Microsoft в этом нет.
Тем не менее в таком случае возврат денег может оказаться очень кстати. Но только тогда, когда будет действовать правило “одной кассы”: покупатель получит деньги там, где он приобретает ноутбук, причем в момент совершения покупки. Проще говоря, в прайс-листе магазина должно быть указано несколько цен — для устройства с предустановленными ОС и для “чистой” машины. И он выберет то, что ему больше подходит.
Увы, пока об этом речь не идет. Например, компания Asus предлагает возврат денег через собственные сервис-центры, причем при предъявлении не только документов, но и самого компьютера. Отказавшись от Windows Vista OEM (Home Premium) Russian, покупатель получит $33 в рублях по текущему курсу, а возврат за Licence Windows Vista OEM (Business) Russian — $48. По нынешним посткризисным временам очень неплохо.
Но только для жителей тех городов, в которых есть сервис-центры. Хотя они-то как раз и имеют возможность вообще не связываться с возвратом, а сразу купить то, что им нужно, поскольку какой-то выбор у них есть. А вот пользователям из регионов стоит семь раз подумать и посчитать — не получится ли так, что расходы на дорогу и потерянное время перевесят ожидаемую экономию.
Даже предприятия, покупающие сразу несколько машин, имеют веские основания отказаться от возврата денег именно по причине высоких расходов на транспорт. Скажем, десяток ноутбуков в поезде уже не повезешь — нужен автомобиль. Кстати, бензин нынче дорог.
Таким образом, реальная экономия за счет отказа от OEM может оказаться значительно меньше запланированной. Более того, возможен вариант, при котором потребителю придется заплатить даже больше, чем сегодня.
Дело в том, что любая схема возврата денег предусматривает дополнительную нагрузку либо на сервис-центр, либо на конечного продавца. Поскольку изначально объем предполагаемых работ непонятен, то предприятия, вероятнее всего, будут ориентироваться на наиболее сложный для них вариант и максимально застрахуются от возможных убытков. Для покупателя это означает повышение цены на продукт.
Любопытно, что ни один из блогеров, поддерживающих акцию по ликвидации “OEM-беззакония”, даже не рассматривает такую возможность и не пытается проанализировать последствия. Молчат и активисты ЦеСТа, предпочитая подсчитывать экономию, которой может и не быть. Попробую восполнить этот пробел.
Чем удобнее для покупателя окажется метод возврата, тем дороже он будет для продавца. Например, возможность получить деньги прямо в магазине в момент покупки приведет к тому, что торговым организациям придется частично заменить обычных “подавальщиков товара” на относительно грамотных специалистов, которые смогут продемонстрировать работоспособность ноутбука, используя LiveCD, грамотно деинсталлировать ОС, снять наклейку, а в ряде случаев — и установить требуемое ПО.
Очевидно, что зарплата такого сотрудника будет выше. И, вероятнее всего, за счет покупателя.
Сервис-центр менее удобен для потребителя, зато подобная схема позволяет хоть как-то оптимизировать расходы исполнителя. Но и в этом случае можно ожидать повышения цены на продукт, причем независимо от того, много людей пожелает отменить OEM-установку или нет, — бизнес все равно будет рассчитывать на самый сложный для себя вариант.
Впрочем, если отечественный СПО-бизнес окажется расторопным, то он вполне может выступить посредником при сделках с возвратом стоимости OEM и выручить таким образом какие-то деньги, которые потом пойдут на разработку и популяризацию Linux. А заодно и воспользуется подвернувшейся возможностью для продвижения на рынок собственной продукции.
Для СПО-сообщества это было бы неплохим итогом. В конце концов, если личная экономия представляется сомнительной, то пусть хотя бы какую-то выгоду извлекут отечественные фирмы, продвигающие Linux-решения. Тем более, что им уже сегодня есть что предложить потребителю.
Фирма “ГНУ/Линуксцентр” продает ноутбуки Dell Vostro A860 с предустановленной ОС Ubuntu и машины производства отечественной компании Aquarius с предустановленной ОС Mandriva 2009 PowerPack. В ассортименте фирмы “Альт Линукс” два компьютера — “Линбук Компаньон” на базе MSI Wind U100-809 (ОС — ALT Linux 5.0 Linbook Companion Edition) и “Линбук Патриот” на базе Aquarius NS 500 (ОС — ALT Linux 4.1 Desktop). Наконец, “Инфра-Ресурс” продвигает на рынок программно-аппаратную платформу InfraNet-Book на базе ноутбука Lenovo IdeaPad S10.
Однако не стоит переоценивать значение “OEM-революции” в возможном повышении спроса на этот товар. В конечном итоге все определяется только маркетинговой активностью СПО-компаний, причем эффект практически не зависит от выбранной схемы возврата.
Будем исходить из того, что и сервис-центру, и торговой точке выгодно минимизировать число деинсталляций. Формальный повод для повышения цены у них есть, можно подумать и об уменьшении нагрузки.
Самый простой путь — сразу предложить покупателю устраивающий его вариант. А именно — ноутбук без предустановленной операционной системы, то есть именно то, что он получит после удаления Windows Vista и возврата денег. Как нетрудно заметить, установка Linux подобной схемой не предусматривается вообще.
Ничего удивительного в этом нет. Если трезво взглянуть на вещи, то становится ясно, что большинство пользователей вместо новой системы производства Microsoft поставят старую — более понятную и привычную.
Итак, пора выводить сухой остаток.
Во-первых, компания Microsoft из-за OEM-революции потеряет какие-то совершенно непринципиальные для нее деньги. Да и то при условии массовых возвратов.
Во-вторых, даже факт материального выигрыша для потребителя пока не очевиден. Все зависит от того, поднимутся ли цены на ноутбуки. И, разумеется, решающую роль будет играть схема возврата денег.
В-третьих, никакого положительного эффекта для продвижения на рынок Linux-компьютеров не ожидается. Что вполне объяснимо: даже если в чужом глазу все-таки обнаружилось бревно, практичнее заниматься своей соринкой.