Пять лет назад в повседневную жизнь российских граждан начали приходить универсальные услуги связи (УУС). Их появление связано с действующим с 1 января 2004 г. федеральным законом “О связи”, в рамках которого ставилась задача доведения минимального набора общедоступных услуг электросвязи до всех населенных пунктов страны. В каждом из них предполагалось предоставление телефонной связи через таксофоны, а в крупных поселениях — еще и строительство пунктов коллективного доступа (ПКД) в Интернет. Сейчас официально закончился первый этап внедрения УУС: большая часть поставленных тогда задач с неизбежными в таких случаях издержками и проволочками выполнена, и на повестке дня Министерства связи и массовых коммуникаций стоит вопрос анализа нынешнего состояния УУС в стране и путей дальнейшего развития этих сервисов.
Что успели сделать за пять лет? Провели 261 конкурс на предоставление универсальных услуг связи, заключили 941 договор с 25 операторами универсального обслуживания, установили 146,9 тыс. таксофонов, что позволило телефонизировать 142 тыс. населенных пунктов, а также организовать 20,75 тыс. ПКД. Тем самым была наконец решена задача сплошной телефонизации страны, сделан серьезный шаг к ликвидации существующего разрыва в доступности базовых инфокоммуникационных услуг между различными регионами, городской и сельской местностью. Постоянно растет трафик УУС с использованием таксофонов: в прошлом году он составил 6 млн. минут, что в 2,5 раза больше результатов 2007-го.
При оказании универсальных услуг связи пользователям предоставляются местные телефонные соединения, доступ к услугам внутризоновой, междугородной и международной (МГ/МН) связи, к системе информационно-справочного обслуживания, а также возможность бесплатного вызова экстренных оперативных служб. На вызовы экстренных служб сегодня приходится до 40% таксофонного трафика, и этот сервис растет самыми высокими темпами: если в первом квартале нынешнего года объем экстренных вызовов составлял 987 тыс. минут, то во втором он стал в 1,4 раза больше — 1,382 млн. минут. Отметим, что местные звонки, осуществляемые по регулируемым государством тарифам, составляют порядка 30% общего трафика. Так что ряд важнейших социальных функций стал доступен практически на всей территории страны.
Сегодня задачи первого этапа развития УУС почти полностью реализованы: осталось телефонизировать 685 населенных пунктов, которые не попали в изначальный план и были выявлены в ходе реализации проекта, и найти помещения для создания нескольких десятков ПКД ряде регионов страны, в частности в Дагестане. Таким образом, политическая часть работы выполнена, наступает время “разбора полетов” и обоснования задач следующего периода.
Ныне очевидно, что Минкомсвязи РФ не было в полной мере готово к решению вопросов такого масштаба в столь сжатые сроки. Тактические шаги превалировали над стратегическими. Не уделялось должное внимание разработке системного проекта, не построена система управления УУС. Требовалось создание центра эмиссии карт и сети распространения платежных карт. Отсутствие карт на местах пользования сегодня сдерживает распространение услуги более всего. Как показало исследование Роскомнадзора, неисправность телефонов-автоматов составила лишь 3% выявленных нарушений в работе службы предоставления УУС, а 80% всех нарушений связано с тем, что не реализована поддержка универсальных карт связи.
Применение единой универсальной карты оплаты услуг связи — это вопрос доступности услуг и удобства пользования. Но до сих пор не разработаны нормативно-правовые требования к обеспечению единства такой карты на всей территории России. Сам “роуминг” единой карты пока гарантирован только условиями договоров, заключенных в 2005 г. с операторами универсального обслуживания (ОУО).
Четыре раза в год всем ОУО возмещаются убытки, связанные с оказанием универсальных услуг за счет средств фонда универсального обслуживания. Источниками его формирования являются ежеквартальные отчисления операторов связи общего пользования в размере 1,2% от доходов услуг связи. Для контроля за полнотой фонда создана ЕИС, позволяющая проводить мониторинг своевременности отчислений в резерв универсального обслуживания. Кроме того, сформирована рабочая группа по разработке технических требований к системе мониторинга работоспособности оконечного оборудования для оказания УУС. Это позволит оптимизировать расходы фонда и не выплачивать операторам средства за неработающие терминалы.
Россия существенно отличается, скажем, от Франции, Германии, Швейцарии неоднородностью развития территории, вследствие чего здесь не всегда целесообразно предлагать единые для всей страны решения; чаще требуется дифференциация подходов. Например, в ряде регионов (Якутия, Сибирь, Дальний Восток) нагрузка на установленные телефоны-автоматы очень велика и местные администрации требуют поставки новых терминалов. А в ряде мест в центральной России трафик автоматов очень мал. Здесь явно напрашиваются разные технические подходы с учетом стоимостных характеристик решений.
Предприятия холдинга “Связьинвест”, которые обеспечили львиную долю подключений для УУС, жалуются на рост некомпенсируемых убытков от предоставления универсальных услуг связи. Они уже составили 416 млн. руб. На момент проведения первых конкурсов не была в полной мере ясна экономика проектов, и реальные затраты превышают расчетные показатели. По данным компании, период окупаемости большинства проектов предоставления УУС находится в пределах семи-восьми лет, в то время как контракты заключаются на пятилетний срок. То есть шансов вернуть вложенные инвестиции у холдинга нет. Напрашивается также вопрос и компенсации нормативной прибыли. Представители “Связьинвеста” сейчас начали лоббировать включение на следующем этапе в список УУС услуг телеграфной связи общего пользования, которая все последние годы является нерентабельным, но весьма значимым для экономики и населения страны сервисом.
“Как должны развиваться универсальные услуги связи, это философский вопрос, — говорит Наум Мардер, заместитель министра связи и массовых коммуникаций. — Он сводится к тому, что именно сегодня нужно обществу: электронная подпись или дотируемые государством телеграммы в каждую деревню. Необходимо найти баланс федеративных, местных и частных интересов граждан”. Что будет важно на следующем этапе развития общества — широкополосный доступ, цифровое телевидение, оплата услуг ЖКХ через универсальные терминалы или комплекс услуг электронного правительства на всей территории страны, — пока не определено. Ясно, что на этом направлении накопилось немало проблем — технических, организационных, экономических, нормативно-правовых, которые нужно решать уже сейчас.