Как часто вам приходится получать сообщения о том, что ваш друг участвует в конкурсе для полетов на Луну и ему нужна помощь в восстановлении страницы в социальной сети? Или что он хочет поднять свое фото в рейтинге службы знакомств и чтобы помочь ему надо сделать сущую безделицу — отправить SMS на короткий номер оператора связи? Не ошибусь, если скажу — очень часто. Рынок микроплатежей, достигший 200 млн. долл. по итогам 2008 г. и планирующий в 2009-м взять планку в 300 млн. долл., переживает период бурного роста. А спам, обман и мошенничества — неизменный спутник больших денег.
Конечно, большинство пользователей привыкли доверять и помогать знакомым людям — именно этим и пользуются кибер-мошенники, поднаторевшие в обмане еще со времен “нигерийских писем”. Теперь это полноценные преступные группы разного масштаба, часть “личного состава” из которых подключается к системам SMS-биллинга, а часть взламывает аккаунты IM-сервисов, электронной почты или социальных сетей. Далее через них отправляется спам всем друзьям пользователя с просьбой помочь и отправить платную SMS c определенным префиксом. Суммы, конечно, заявляются смешные — 5 или 10 руб. Но это прямой обман — дешевле 150—300 руб такие SMS-ки не стоят. Правда, осознают это обманутые в своих лучших чувствах абоненты лишь после проверки мобильного счета. Еще один пример подобного рода — активное распространение вирусов, которые попадая на ПК пользователя блокируют загрузку ОС с требованием заплатить их создателям... опять же по SMS. И тогда якобы ПК вернется в свое обычное состояние.
Наиболее “закрытые” и безопасные для абонентов каналы доступа — это, собственно, SMS — спам по этому направлению передается крайне редко. Дело в том, что у операторов связи работают свои антифродовые системы, — рассказал Павел Ройтберг, директор департамента по развитию продуктов и услуг "МТС-Россия", — где “ставят на карандаш” специальные показатели, по которым контролируются партнеры: постоянно мониторится количество SMS-сообщений, интервал отправки рекламы и ряд других параметров. Кроме того, существуют определенные антифродовые преднастройки. Например, при отправке SMS-сообщений с сайта МТС используется определенный словарь, который не позволяет выпустить сообщение в сеть при определенном сочетании слов (например “отправь смс” на номер из четырех цифр). Как отмечает Алексей Ивлев, начальник отдела новых продуктов и услуг коммерческого управления компании “МегаФон”, у оператора в каждом регионе есть даже специальные отделы фрод-контроля, которые отслеживают все противоправные действия в сети, в том числе и в секторе контент-провайдеров. Кроме того, в CPA-платформе (Content Provider Access) настроены фильтры: если система видит явный перекос трафика от контент-провайдеров в сторону абонентов, то система либо заблокирует этот поток спама, либо, как минимум, сообщит об этом администратору.
Но, к сожалению, эти системы не могут автоматически включать нулевую тарификацию на те SMS, где указывается, скажем, префикс (идентификатор контент-провайдера), замеченный в спам-рассылке. Это было бы идеально для уничтожения спама — на замеченный в недобросовестной рекламе или обмане префикс автоматически и крайне быстро устанавливается “нулевая” стоимость и с абонента не снимаются деньги даже если он поверил мошенникам. Нет жалоб абонентов — нет разгневанных операторов и рынок “подстав” существенно бы уменьшился. Но пока о таком функционале ничего не слышно.
В отсутствие этих возможностей сотрудникам контент-провайдеров и операторов остается работать “руками”. Как говорит руководитель департамента по развитию агрегаторских услуг компании “А1 Агрегатор” Александр Дронин, основной канал информации о спаме — это обращения абонентов к оператору или владельцу короткого номера. Причем после того, как факт противоправных действий получил подтверждение, агрегатор обычно прекращает сотрудничество с партнером и приостанавливает партнерские выплаты, которые направляются на удовлетворение претензий абонентов, переданные через операторов связи или напрямую через свою службу клиентской поддержки. К примеру, в “А1 Агрегатор” с начала 2009 г. заблокировано 59 аккаунтов контент-партнеров и действие еще 167 приостановлено по причине сверки информации с операторами связи.
Но общих рецептов по блокировке спам-активности не существует — это можно наблюдать применительно к почтовому спаму. Но при этом никто из участников рынка пока не может похвастаться тотальным “закрытием” всех возможных направлений подобных угроз — для этого необходимо обеспечить взаимный обмен информацией по спам-рассылкам, где встречаются короткие номера того или иного провайдера. Самый простой способ — договора с крупными почтовыми системами (Яндекс и Mail.ru), это уже сделали многие контент-агрегаторы. А вот о договоренностях с социальными сетями (“Одноклассники” и “ВКонтакте”), где есть свои встроенные системы обмена сообщениями, а также с владельцами IM-пейджеров (к примеру, ICQ или Google Talk) пока информации нет — между тем именно на эти системы приходится наибольшая часть незапрошенной информации. К примеру, если в ICQ-клиенте не включить запрет поступления сообщения от пользователей, не находящихся в контакт-листе, то за один рабочий день можно просто “утонуть” в спам-рассылках, многие из которых призывают отправить SMS на короткий номер.
Как показывает практика, операторы, кроме настройки фрод-систем и работы по запросам пользователей, предпринимают мало усилий для подавления SMS-спамеров. К примеру, казалось бы простой и недорогой метод помощи абонентам — внедрение специальных информационных SMS, которые бы приходили после каждой отправки запроса на платный короткий номер оператора связи (аналог бумажного чека, который мы получаем после каждой покупки). Там было бы достаточно уточнить название компании-владельца номера, телефон службы поддержки и стоимость запроса, которая будет списана с лицевого счета пользователя. Учитывая тот факт, что большинство жертв спамеров просто не знает стоимость SMS, это помогло бы им быстрее отреагировать на обман и уведомить об этом оператора связи. Кроме того, отправка подобного информационного сообщения со стороны оператора стоит доли центов — странно, что эту схему не используют крупные игроки рынка. Как отмечает Елена Аникеева, консультант-аналитик компании J'son & Partners, наличие такой услуги — это нормальная практика, кроме того абонент (покупатель) должен быть уведомлен о цене услуги до ее оказания, а не после. Однако здесь как раз самые большие вопросы: операторы и сервис-провайдеры делают все возможно, чтобы скрыть от абонента цену услуги.
До сих пор операторы “большой тройки” не решили ситуацию и с возможностью блокировки отправки SMS-сообщений на короткие номера. Об этом мы писали около года назад, и с тех пор никакого движения. На прямой вопрос о том, почему это нельзя сделать, представители компании “МегаФон” воздержались от комментариев, специалисты МТС туманно отметили, что “не все виды оборудования позволяют блокировать отправку SMS-сообщений на короткие номера” и только Роман Володин, директор по продукту компании Tele2 рассказал, что “в компании уже сейчас занимаются анализом вопроса и рассматривают потенциальную возможность ее отключения для желающих частных абонентов”. Правда, сроков названо не было. Дальше всех пошли в “Скай Линке”, по словам Андрея Цыбакова, коммерческого директора компании, абонентам уже доступна услуга: “Запрет доступа к платным (контентным) SMS услугам”, которую можно подключить не только корпоративному, но и самому обычному абоненты. Причем это реализовано не на CPA-платформе, а на SMSC в связке с биллинговой системой — просто и без затей. Нечто подобное планируют сделать и в “ВымпелКоме”, рассказала Наталья Потапова, начальник отдела по работе с бизнес партнерами этого оператора связи — до конца 2009 года компания планирует получить от разработчика интеллектуальный фильтр, где будут доступны “черные” и “белые” списки, с помощью которых он и сможет запрещать использование этой услуги. Вообще, отключение возможности для конкретного абонента (по его запросу или по умолчанию) отправлять премиальные SMS на короткие номера была бы крайне полезной, отметила Елена Аникеева: целевой аудиторией тарифных планов с подобной опцией были бы родители, покупающие телефоны своим детям, а также абоненты, которые “попадались” на рекламные ловушки “отправь SMS/позвони на номер и будет тебе счастье”, “услуга платная, подробности на сайте” (мелким шрифтом). Таких, к сожалению, немало.